Презентация, доклад на тему Совершенствование техники чтения младших школьников

Содержание

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»К.Д.Ушинский

Слайд 1Из опыта работы
учителя начальных классов
МКОУ ООШ «№9»
г. Лиски
Недбаевой Л.

Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ ООШ «№9»г. ЛискиНедбаевой Л. Б.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ  МЛАДШИХ

Слайд 2«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из

мертвой буквы живой смысл»

К.Д.Ушинский

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»К.Д.Ушинский

Слайд 3Чтение – это труд, и труд тяжелый.
Сделать его более производительным, продуктивным

– задача современного учителя.


"Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать". Сесиль Лупан
Чтение – это труд,  и труд тяжелый.	Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Слайд 4Чтение является сложным актом, который включает в себя:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – правильное

и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ЧИТАЕМОГО – извлечение его смысла, содержания.
Чтение является сложным актом, который включает в себя:		ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов,

Слайд 5Под техникой чтения
понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить

их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений
(Т. Г. Егоров)
Под техникой чтения  понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их

Слайд 6Причины, тормозящие темп чтения
- Природный темп деятельности
- Регрессии
- Отсутствие антиципации
- Нарушения

артикуляции
- Неправильное дыхание
- Малое поле зрения
- Уровень организации
внимания
- Уровень развития памяти
Причины, тормозящие темп чтения- Природный темп деятельности- Регрессии- Отсутствие антиципации- Нарушения артикуляции- Неправильное дыхание- Малое поле зрения-

Слайд 7I. Природный темп деятельности

Многократное прочтение
«Молния»
«Буксир»

I. Природный темп деятельностиМногократное прочтение«Молния»«Буксир»

Слайд 8II. Регрессии
Причины регрессии:
- сила привычки
- кажущиеся трудности текста
- отсутствие внимания

Упражнения:
- «Чтение

с окошечком»
- Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы трава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал

II. РегрессииПричины регрессии:- сила привычки- кажущиеся трудности текста- отсутствие вниманияУпражнения:- «Чтение с окошечком» - Чтение пар слов,

Слайд 9Собирала Маргарита маргаритки на горе.


Растеряла Маргарита маргаритки на

траве.

Собирала Маргарита маргаритки на горе.Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Слайд 10Упражнения
- Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют

– вьюн – вьюга

- Чтение цепочек родственных слов: вода – водный – подводный; лес – лесной – лесник – подлесок

- Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
ест – есть; галка – галька; угол – уголь

Упражнения- Чтение цепочек слов, близких графическому облику:вслух – глух – слухвьют – вьюн – вьюга- Чтение цепочек

Слайд 11- Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением

всего текста.
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
За – швы – ря - ли зашвыряли

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛИ взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли
- Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. Раз – ли –

Слайд 12III. Антиципация
предвосхищение, смысловая догадка

Упражнения на развитие навыка антиципации
Чтение с пропущенными окончаниями
Доскажи

словечко
Занимательные модели
Слова-невидимки

III. Антиципацияпредвосхищение, смысловая догадкаУпражнения на развитие навыка антиципацииЧтение с пропущенными окончаниямиДоскажи словечкоЗанимательные моделиСлова-невидимки

Слайд 13 - е -
(мел, сел, лес)

е - -
(еда, ели, ела)
е - - -
)
- е - -
(леса, село, пела)

е -
(мел, сел, лес)
е - -
(еда, ели, ела)
е - - -
(енот, езда, ерши)
- е - -
(леса, село, пела)

С - - -
С - - -
С - - -
и - - -

- е - (мел, сел, лес)      е

Слайд 145. «Чтение наоборот» по словам.
Русский человек добро помнит.

6. «Поиск смысловых несуразностей»
«Дети

не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

7. «Чтение текста через слово»

5. «Чтение наоборот» по словам.Русский человек добро помнит.6. «Поиск смысловых несуразностей»«Дети не промокли под ливнем, потому что

Слайд 15 IV. Артикуляция
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных

2. Чтение чистоговорок

3. Чтение

скороговорок

4. Чтение по структурным
слоговым таблицам

IV. АртикуляцияАртикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных2. Чтение чистоговорок3. Чтение скороговорок4. Чтение по структурным слоговым

Слайд 16АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью

произношения).
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би
За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи
Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе
Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле

Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
My - му - му — молоко кому?
Ры - ры - ры — летают комары.
Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...  (Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...Ба -

Слайд 18

V. Неправильное дыхание

Проколотый мяч (имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с);
Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»);
Именинный пирог (задуть свечи);

33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка).


Слайд 19VI. Малое поле зрения
Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый
глазами

при одной фиксации
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
1. «Пирамида»
2.Чтение первого и последнего слогов на строке


Барсучий нос
(отрывок) К. Паустовский
… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
3. «Словесная пирамида»

Барсучий нос
(отрывок) К. Паустовский
… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…

VI. Малое поле зренияПоле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксацииУпражнения, помогающие расширить поле

Слайд 20КОС*ТЕР
ПАТ * РОН
ПЛА * КАТ
ГНЕЗ

* ДО
ПАШ * ТЕТ
ЛИ * ВЕНЬ
ЛО * ШАДЬ
МОР * КОВЬ
ТЕТ * РАДЬ
КОС*ТЕРПАТ  * РОНПЛА   *   КАТГНЕЗ   *

Слайд 22Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 23ПРУЖИНКИ

ПРУЖИНКИ

Слайд 24Буквенный дождик
в
м
е
а
л
к
с
о

Буквенный дождиквмеалксо

Слайд 25VII. Уровень организации внимания
«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит

все, что только входит в душу человека из внешнего мира.»
К.Д. Ушинский

VII. Уровень организации внимания«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Слайд 26Распределение внимания

Распределение внимания

Слайд 27Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.
Оасолнцетиоьстолпоирпмашина
Киноыаелмухаорлфсыропрмама
Задание: Прочитай предложение,

в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Распределение внимания

Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.Оасолнцетиоьстолпоирпмашина КиноыаелмухаорлфсыропрмамаЗадание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно.

Слайд 28ЧИТАЙ СЛОВА
РОЗА, ЛОЖКА, МЫШИ, НОС, ЛУК, МАЛИНА, ЛЁД, РАМА, НОЧЬ, МЕЛ,

ЛИМОН, РЕКА, ЛЫЖИ, МЕДВЕДЬ, РОГ, НОРА, РАК, МАК, НЕБО, ЛИСА, ЛОШАДЬ, РАКОВИНА, НОТЫ, РЫСЬ, МУЗЫКА, МАШИНА, НОГИ, ЛОПАТА, НАРЯД, РОМАШКА, МАСЛО, НОЖ, ЛЯГУШКА, МОЛОКО, РУСАЛКА, НИТКИ

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

ЧИТАЙ СЛОВАРОЗА, ЛОЖКА, МЫШИ, НОС, ЛУК, МАЛИНА, ЛЁД, РАМА, НОЧЬ, МЕЛ, ЛИМОН, РЕКА, ЛЫЖИ, МЕДВЕДЬ, РОГ, НОРА,

Слайд 29Быстро составляй и читай слова
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Быстро составляй и читай словаПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Слайд 30Составляй слова

Составляй слова

Слайд 31Ошибка художника
кит
лужи
коса
мышка
булка
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Ошибка художникакитлужикосамышкабулкаКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Слайд 32Найди «секрет» чтения и прочитай слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Найди «секрет» чтения и прочитай словаКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Слайд 33СОСТАВЛЯЙ СЛОВА
И
ТО
ПИ
КА
ТА
У
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

СОСТАВЛЯЙ СЛОВАИТОПИКАТАУКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Слайд 34А или Я
Б*К
Р*Д
М*К
ВР*Ч
М*Ч

С*ДЬ
Т*З
М*СО
К*ША
Д*ДЯ

ГР*ДЫ
Р*ДЫ
ШЛ*ПА
СТ*ДО
Л*ПЫ

А или ЯБ*КР*ДМ*КВР*ЧМ*ЧС*ДЬТ*ЗМ*СОК*ШАД*ДЯГР*ДЫР*ДЫШЛ*ПАСТ*ДОЛ*ПЫ

Слайд 35Памятка
Учись читать правильно

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не

возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.
ПамяткаУчись читать правильно1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.2. Старайся не возвращаться к чтению   прочитанного

Слайд 36«Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить.» В. А. Флёров

«Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить.» В. А. Флёров

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть