Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного
возраста
Подготовила:
воспитатель младшей группы
Кобышева О.А.
Кизел 2018г.
Слайд 2Актуальность
Развитие социально-коммуникативных навыков является важной проблемой
в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС и содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Слайд 3
Социально-коммуникативное развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 4 Интенсивный темп жизни современного человека: работа, телевизор, компьютер
не оставляют времени для живого общения с детьми.
Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться.
Слайд 5
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
–
несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Слайд 6
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются
в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец , А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина , С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через других людей
Слайд 7
Агенты социализации
(А.Г. Асмолов, И. Ком)
(Люди, ответственные за обучение культурным нормам и
оказание помощи в освоении социальных ролей)
Агенты
вторичной социализации
Агенты
первичной социализации
Родители,
родственники,
сверстники,
учителя, и др.
Должностные лица,
Сотрудники СМИ
Деятели церкви
Слайд 8Задачи воспитателя в процессе развития
социально-коммуникативных навыков
Развивать у детей умение вступать
в речевой контакт и активно в нём участвовать
Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения.
Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.
Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме.
Слайд 9
Социально-коммуникативное развитие включает:
Развитие игровой деятельности
Патриотическое воспитание
Трудовое воспитание
Формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе
Слайд 10
Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей. В своё
время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития.
Слайд 11
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то
в парах с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Слайд 12 Игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким,
уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре.
Для детей раннего возраста используют тактильно-коммуникативные игры;
Детям младшего и среднего возраста будут интересны речевые игры на развитие коммуникативных навыков, музыкальные коммуникативные игры;
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации и т.д.
С помощью подобных игр дети получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки.