Слайд 1подготовила: Ефремова Н.Н.
Социальная природа
ролевой игры
Слайд 2В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее
стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослые приводит к тому, что малыш стремится подражать им во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно - ролевой игры, где ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.
Слайд 3Сюжетно - ролевая игра имеет социальную природу и строится на расширяющемся
представлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Слайд 4Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно - ролевой игры, показал, что центральным компонентом
её выступает роль — соответствующий принятым в обществе нормам и правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.
Слайд 5Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он
хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встаёт на позицию другого человека, причем не одного, а нескольких. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра — дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребёнком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознаётся необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.
Слайд 6Сюжетно - ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых,
раскрывает её общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает её внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается её социальная польза. Теперь ребёнок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Слайд 7Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы - атрибуты. Они
помогают ребёнку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. Ребёнку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребёнок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.
Слайд 8Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и
содержание. Сюжет — та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определённые знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.
Слайд 9Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок
и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причём воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребёнка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.
Слайд 10В сюжетно - ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные
отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребёнок - лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берёт на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удаётся договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто - то из ребят выходит из неё.
Слайд 11Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения
нередко противоречат игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.