Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Нагорная общеобразовательная школа»
«Социализация и обучение
детей-инофонов русскому языку
как неродному»
Выполнила
Товпенец М.Н.
Учитель начальных классов
Слайд 2Цель: создать условия для социализации детей в школьное пространство и овладеть
приемами обучения русскому языку как неродному.
Слайд 3
Дети - билингвы – это дети, в семьях которых говорят как
на своем родном языке, так и на русском языке.
Дети - инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским языком владеют лишь на пороговом (бытовом) уровне.
Слайд 4Трудности для общения и взаимопонимания:
Тяжело дается школьная программа
Преодоление языкового барьера
Психологический стресс
Трудности
в подготовке домашнего задания
Отсутствие помощи родителей
Наличие национального акцента
Слайд 5
Социализация – это гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им
системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.
Инкультурация – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, обеспечивающее индивиду сходство с другими носителями данной культурной традиции (Майкл Херсковиц)
Слайд 6Сплочение классного коллектива
Коллектив может оказывать двойственное, как
« положительное», так и
«отрицательное» влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Слайд 7Кафедра межкультурной коммуникации
Герцена
Слайд 8 Упражнение «Плечо к плечу»
Упражнение « Розовые очки»
Слайд 9Упражнение « Волшебный цветок»
Игра « Атомы и молекулы»
Мини –тест « Мы
разные »
Слайд 10Рекомендуемые виды работ на занятиях по русскому языку как неродному:
Фонетическая зарядка
и фонетические игры
Изучение букв алфавита, формирование навыков чтения, овладение фонетической и интонационной системой русской речи
Слайд 11
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит
широко.
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в
которых ты видишь букву «А» и «а».
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а».
Слайд 12Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.
Возьми оранжевый каранда
и закрась
те части рисунка, в которых ты видишь буквы «К» и «к».
Слайд 13Игры
«Найди звук»
простые слова с ударными О и А.
( ученик должен хлопать в ладоши)
мАма, нонО,Он, пАпа…
« Покажи букву»
карточки с буквами М,П,Н.
( ученик должен поднять карточку с соответствующей буквой)
Слайд 15Введение нового лексического
материала
Наглядность
( рисунки, фотографии или сами предметы),
перевод
и толкование слов
Задания , основанные на заимствованной лексике.
1.Поставь ударение в словах казан, кишмиш, шах.
2. Из тюркских языков в русский пришло слово кишмиш. Что оно означает? Почему русскому языку понадобилось это слово, если в нем есть уже слово виноград?
Слайд 17
Санкт-Петербург
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей
заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
(В. Степанов)
Наш город
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём
(М. Борисова)
Слайд 18Составьте пословицы.
1. Два медведя в одной берлоге
А) не уживутся.
2. Худой мир Б) ваше дело: как же быть.
В) там и мы с руками.
3. Не узнав горя
4. Наше дело: что же делать;.
5. Не надо и беса, Г) не узнаешь и радости.
6. Где я лисой пройду, Д) коли ты здеся.
Е) лучше доброй драки.
Ж) там три года куры не несутся.
7. Лучше не дари,
8. Грязь не сало: З) да после не кори.
9. Заработанный ломоть И) потер, она и отстала.
К) лучше краденого каравая.
10. Где пирог с грибами,
Слайд 19Задание
От вас требуется объяснить пословицы разных народов
и подобрать к ним
русские пословицы, похожие по смыслу.
Абхазская: Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.
Азербайджанская: Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
Американская: Не откусывай больше того, что ты не в состоянии проглотить.
Английская: Пустая посуда гремит громче всего.
Английская: Ты постелил свою кровать, тебе и спать на ней.
Армянская: Рана, нанесённая мечом, заживёт, а языком – нет.
Ассирийская: За каждым спуском есть подъем.
Бурятская: Если сказал «да», не вздыхай потом «ох».
Вьетнамская: Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.
Греческая: Верблюд не видит собственного горба, видит лишь горб верблюжонка.
Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Китайская: Если много таланта, не бойся, что сейчас не везет.
Слайд 20"ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ,
НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ".
Определите, какая известная русская пословица передана
средствами научного стиля. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Слайд 21Введение нового или повторение знакомого грамматического материала.
Освоение грамматической стороны речи производится
на основе образцов который подкрепляются наглядностью и многократным повторением.
Игра « Клички»
Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Слайд 22Игра «Кто самый наблюдательный».
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать
больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Слайд 231Прочитай и определи, что является словом, предложением, текстом?
1.Россия.
2. Нашу страну населяют
люди самых разных национальностей и народностей.
3. В России проживают представители более 150 национальностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, армяне, буряты, якуты, но основная часть – это русские. Столица России – Москва. Это самый большой город в стране и один из самых красивейших в мире. Наш российский флаг трёхцветный. Каждому цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – цвет неба – верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране как День государственного флага Российской Федерации. Ещё один символ нашего государства – герб России. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
2. Вспомни правила, что является словом, предложением, текстом. Ответь на вопросы по тексту, используя слово, предложение.
• Назовите День рождения бело-сине-красного флага;
• Что обозначает красный цвет флага?
• Что обозначает белый цвет?
• Что обозначает синий цвет?
• Что символизирует герб России?
3. Нарисуй и раскрась флаг России.
Слайд 24Игровые приемы
Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Слайд 25Обучение речевому этикету.
Задания орфографического характера.
Здравствуйте! Правило вежливости Мы говорим: «Привéт!» -
когда здороваемся с ребенком, другом или близким человеком. Мы говорим: «Здрáвствуйте!» - когда здороваемся со взрослыми.
Задания. Вставь буквы в вежливые слова.
Добр...й день! Пр...вет! Здра...ствуй! Добр...й веч...р!
Слайд 26Обязательным элементом каждой темы являются тексты детских стихов или загадок, связанных
с этикетной ситуацией.
Пчелы мишку угощали,
В бочку меда наливали.
Мишка пчел благодарил,
Им – Спасибо! – говорил.
( В.Лиходед)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «Пожалуйста!»
(О. Емельянова)
Слайд 27Прочитайте русскую народную сказку
« Вершки и корешки» и казахскую сказку
« Алдар-Косе и дьявол».
Что общего в этих сказках?
Назовите героев.
Есть ли похожие события? Назовите их?
Выпишите глаголы из сказки « Вершки и корешки».
Найдите среди них синонимы – слова, близкие по значению. Переведите эти слова на казахский зык.
Составьте таблицу сходств и различий в русской и казахской сказках.
Как вы думаете, почему у разных народов появились похожие сказки?
В каких еще русских сказках один из героев – медведь?
Какие казахские сказки об Алдар-Косе вы знаете? Расскажите об этом герое.