Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход как главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Содержание

Системно-деятельностный подходПонятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие, объединяющее системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной психологической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был

Слайд 1МБОУ «Замишевская СОШ.»
Системно-деятельностный подход как главное условие реализации Федерального государственного образовательного

стандарта.

Подготовила :Серебрякова Г.А


МБОУ «Замишевская СОШ.»Системно-деятельностный подход как главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта.Подготовила :Серебрякова Г.А

Слайд 2Системно-деятельностный подход
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие,

объединяющее системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной психологической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подходПонятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие, объединяющее системный подход, который разрабатывался в

Слайд 3Системно-деятельностный подход направлен на:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного

общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиональ-ного состава российского общества
Системно-деятельностный  подход направлен на:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения

Слайд 4На что направлен системно-деятельностный подход
Преобразование школы на основании введения системно-деятельностного

подхода, включающего расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников, обеспечение насыщенной информацион-но-образовательной среды и т.п.
На что направлен системно-деятельностный подход Преобразование школы на основании введения системно-деятельностного подхода, включающего расширение внеурочных форм учебной

Слайд 5Традиционное обучение не решит поставленные в ФГОС задачи
Традиционная школа

реагирует на изменения в обществе следующим образом:
изменение учебных программ;
дополнение учебного плана новыми предметами.
Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.
Традиционное обучение не решит поставленные в ФГОС задачи  Традиционная школа реагирует на изменения в обществе следующим

Слайд 6ФГОС - переход от традиционного к современному образованию

*

Традиционное
Принцип

единоначалия в управлении образованием.
Внутриведомственная оценка качества образования.
ЗУН-ориентированный ФГОС.
Классно-урочная система и единый базисный УП.
Обучение преобладает над развитием.
Преобладание авторитарных педагогических технологий.
Педагогическая диагностика как средство оценки знаний учащихся

Современное
Расширение общественного участия в управлении образованием.
Внешняя и независимая оценка качества образования.
Компетентостно-ориентированный ФГОС.
Вариативное и открытое образование.
Обучение как средство развития.
Внедрение современных образовательных технологий.
Педагогическая диагностика как средство учёта достижений учащихся.


ФГОС - переход от традиционного к современному образованию  *Традиционное Принцип единоначалия в управлении образованием.Внутриведомственная оценка качества

Слайд 7ФГОС - переход от традиционного к современному образованию

*

Традиционное
базируется

на принципе доступности;
2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;
6) в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности.










Современное
1) опирается на зону ближайшего развития;
2) учащийся действует как субъект
педагогической деятельности; собственной учебной деятельности;
3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;
6) формируется личность, способная к творческой самостоятельной
деятельности.







ФГОС - переход от традиционного к современному образованию  *Традиционное базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает

Слайд 8Как учить в условиях введения ФГОС
Используя систему дидактических принципов:
1) Принцип деятельности

- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию его общекультурных и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Как учить в условиях введения ФГОСИспользуя систему дидактических принципов:1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик,

Слайд 9
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику

возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта.
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном

Слайд 10
8. Принцип связи уровня развития ребенка с обучением. Возрастные возможности

младших школьников и подростков не являются “натуральными”, природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые потенциальные возможности возраста.
9. Принцип “восхождения от абстрактного к конкретному”. Введение в учебный предмет начинается с выделения наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.
8. Принцип связи уровня развития ребенка с обучением. Возрастные возможности младших школьников и подростков не являются

Слайд 11
10. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в

готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для детей внутренней логикой содержания обучения.

Если эти принципы системно воплощаются в учебном процессе на протяжении всей школы, то происходит расширение возрастных возможностей школьников.

10. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию

Слайд 12Что изменилось в оценке результата образования
В последнее десятилетие происходит переориентация

оценки результата образования с понятий
«подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Компетентность – «единица измерения» качества образования
Что изменилось в оценке результата образования В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий

Слайд 13Отличие компетентностного подхода от традиционного

Отличие компетентностного подхода от традиционного

Слайд 14Компетенция и компетентность
Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков,

в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентный – знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли, владеющий опытом практической работы;
Компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты. В педагогике под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность
Компетенция и компетентность Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен

Слайд 15Основные составляющие компетентности
Во-первых, информация, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной,

перевести в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эту информацию в различных ситуациях.
В-третьих, адекватное оценивание – себя, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также способа иx получения или использования.
Эта формула логично может быть выражена в такой форме:
Компетентность = МЗ (мобильность знаний) + ГМ (гибкость метода) + КМ (критичность мышления)
Основные составляющие компетентностиВо-первых, информация, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.Во-вторых, умение

Слайд 16Виды компетентностей
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью

личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).
Виды компетентностей1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать

Слайд 17Классификация компетентностей
Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа

в команде, решение проблем)
По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
В отраслях общественного производства.
В психологической сфере (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
По ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Классификация компетентностейКлючевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем)По видам деятельности

Слайд 18Иерархия компетенций
Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции

– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов

Иерархия компетенцийКлючевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных

Слайд 19В учебно-воспитательном процессе выделяют следующие ключевые компетентности
Познавательная компетентность:
– умение учиться

и оперировать знаниями.
Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии.
Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
В учебно-воспитательном процессе выделяют следующие ключевые компетентности Познавательная компетентность:	– умение учиться и оперировать знаниями. Личностная компетентность:	– развитие

Слайд 20Компетенции проявляются в действии. Какие действия позволяют судить о сформированности

ключевых компетенций? Выделяют следующие действия

Изучать:
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
уметь извлекать пользу из опыта;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.

Компетенции проявляются в действии. Какие  действия позволяют судить о сформированности ключевых компетенций? Выделяют следующие действия Изучать:

Слайд 21
Думать:
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или

иному явлению;
уметь противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий;критически относиться к тому или иному явлению;уметь противостоять трудностям;занимать позицию в

Слайд 22
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойкость перед трудностями.
Приниматься за

дело:
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;стойкость перед трудностями.Приниматься за дело: включаться в проект;нести ответственность за

Слайд 23Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода
научить учиться, т.е.

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия; в мире духовных ценностей;

научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной

Слайд 24Чем должен руководствоваться учитель
Главным есть не предмет, которому вы учите,

а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Развивайте творческое мышление; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Чем должен руководствоваться учитель Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не

Слайд 25
Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение

системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные группы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.В процессе обучения обязательно учитывайте

Слайд 26
Учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если

сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя
Учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих

Слайд 27Формирование компетентностей учеников обусловлено выбором адекватных методов и технологий обучения
Педагогическая технология-это

совокупность взаимосвязанных способов, методов и приемов деятельности, направленных на реализацию конкретной цели.

Формирование компетентностей учеников обусловлено выбором адекватных методов и технологий обученияПедагогическая технология-это совокупность взаимосвязанных способов, методов и приемов

Слайд 28Технология обучения
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели

обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.

Технология обученияТехнология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения;содержание обучения;средства педагогического взаимодействия;организация учебного процесса;ученик,

Слайд 29Формирование компетентностей с помощью личностно-ориентированных технологий
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр

всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели
Формирование компетентностей с помощью личностно-ориентированных технологий Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка,

Слайд 30
  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии,
технологии сотрудничества,

технологии свободного воспитания
  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания

Слайд 31Гуманно-личностные технологии
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью

на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы
Гуманно-личностные технологииГуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они,

Слайд 32Технологии сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога

и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества
Технологии сотрудничестваТехнологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно

Слайд 33Технологии свободного воспитания
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы

выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Технологии свободного воспитанияТехнологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности.

Слайд 34Требования к технологиям личностно-ориентированного образования
диалогичность,
деятельностно-творческий характер,
поддержка индивидуального развития ребенка,
предоставление ему свободы

для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения
Требования к технологиям личностно-ориентированного образованиядиалогичность,деятельностно-творческий характер,поддержка индивидуального развития ребенка,предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора

Слайд 35Образовательные технологии, формирующие компетентности
технология модульного обучения;
технология развития критического мышления;
технология

рефлексивного обучения;
технология проектного обучения;
технология педагогического сопровождения.
Образовательные технологии, формирующие компетентноститехнология модульного обучения; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технология проектного обучения; технология

Слайд 36Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 37Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 38Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 39Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии,  формирующие компетентности

Слайд 40Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 41Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 42Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 43Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 44Образовательные технологии, формирующие компетентности

Образовательные технологии, формирующие компетентности

Слайд 45Технология модульного обучения
Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках –

модулях;
дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Технология модульного обученияСодержание обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках – модулях;дидактическая цель формируется для обучающихся и

Слайд 46Технология развития критического мышления
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория

осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
I фаза Актуализация имеющихся знаний для развития интереса к получению новой информации
II фаза Получение новой информации
IIIфаза Осмысление, рождение нового знания
Технология развития критического мышленияВ основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также

Слайд 47Технология рефлексивного обучения
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и

учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Одна из форм применения рефлексии - контрольно-оценочная деятельность при организации коллективной учебной деятельности в группе - предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.

Обычно рефлексия проводится в конце урока при подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Технология рефлексивного обученияРефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь

Слайд 48Технология проектного обучения
Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую учебную работу

по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Технология проектного обученияПроектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и

Слайд 49Технология педагогического сопровождения
Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов

образовательного процесса, направленного на выявление и использование опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития с учетом личностных потребностей ученика.
Технология педагогического сопровожденияТехнология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и

Слайд 50Деятельностный метод, разработанный Л. Г. Петерсон
Основные этапы этого метода:
Постановка

учебной задачи;
Открытие детьми нового знания;
Первичное закрепление (комментирование);
Самостоятельная работа с проверкой в классе;
Деятельностный метод,  разработанный Л. Г. Петерсон Основные этапы этого метода: Постановка учебной задачи;Открытие детьми нового знания;

Слайд 51
Решение тренировочных упражнений;
Контроль (принцип минимакса);
Решение задач на повторение.

Решение тренировочных упражнений; Контроль (принцип минимакса);Решение задач на повторение.

Слайд 521.Постановка учебной задачи
Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации

и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий "коллизию", то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия
1.Постановка учебной задачи Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания,

Слайд 532."Открытие" детьми нового знания
Следующий этап работы над понятием - решение проблемы,

которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.
Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.
2.

Слайд 543.Первичное закрепление
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание

вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).
3.Первичное закрепление Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю

Слайд 554.Самостоятельная работа с проверкой в классе
Задача четвертого этапа - самоконтроль

и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.
4.Самостоятельная работа с проверкой в классе Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно

Слайд 565.Тренировочные упражнения
На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала,

выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие -саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы)
5.Тренировочные упражнения На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного

Слайд 57
По мнению Л. В. Занкова, закрепление материала в системе развивающего обучения

не должно носить только лишь воспроизводящий характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей: углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей. "Пережевывание уже известного детям, - писал он, - осуществляемое в виде многократных повторений, способствует умственной лени, апатии, а значит, препятствует развитию".
Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков "чистого" закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.
По мнению Л. В. Занкова, закрепление материала в системе развивающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий

Слайд 586.Отсроченный контроль знаний
  Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на

основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.
6.Отсроченный контроль знаний   Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней

Слайд 59Вывод
деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации

всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).
 деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний
Выводдеятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то

Слайд 60
Проектная деятельность

Проектная деятельность

Слайд 61От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных

интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, его необходимо поставить перед необходимостью решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения имеющиеся знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целейДля того, чтобы ученик

Слайд 62
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников

на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – приобретенный опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению

Слайд 63Классификация учебных проектов по Коллингсу
Проекты игр - детские занятия, непосредственной

целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.

Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Классификация учебных проектов  по Коллингсу Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в

Слайд 64Метод проектов в советской школе (по следам отечественных разработок 1920-х гг.)
«…Проектный метод

может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества» (Проф. Е.Г.Кагаров "Метод проектов в трудовой школе" (1926г.))
Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. Какие же были причины падения качества обучения?
Метод проектов в советской школе (по следам отечественных разработок 1920-х гг.)«…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых

Слайд 65Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных

работать с проектами;
слабую разработанность методики проектной деятельности;
гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;
сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
(«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем» Коллингс)
Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики

Слайд 66Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение

конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Основные требования к учебному проектуРабота над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской,

Слайд 67Проект - это «шесть» П"
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П"

проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Проект - это «шесть» П

Слайд 68Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически

одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики
Структура и циклограмма  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАВсякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить

Слайд 69Структура проекта

Структура проекта

Слайд 70ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть

выстроен и отслежен с максимальной точностью,

у учащегося формируется чувство ответственности,

учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества,

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?Преимущества персональных проектов:план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

Слайд 71Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Практико-ориентированный проект - нацелен на решение

социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯПрактико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта

Слайд 72Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
По комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты -

как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВПо комплексности (предметно-содержательной области):Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета

Слайд 73По характеру контактов:
Внутриклассные,
Внутришкольные,
Региональные,
Международные.
Последние два

типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
По характеру контактов:  Внутриклассные, Внутришкольные, Региональные, Международные.   Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они

Слайд 74Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть

урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИМини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного

Слайд 75
Формы продуктов проектной деятельности:
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Сравнительно-сопоставительный анализ
Атлас,

карта, учебное пособие
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал, справочник
Костюм, модель, коллекция
Игра, мультимидийный продукт
Музыкальное или художественное произведение
Постановка, праздник
Экскурсия, поход
Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов:
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
Игра с залом
Научная конференция, доклад
Пресс-конференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.д.

Формы продуктов проектной деятельности:Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета,

Слайд 76Проектная деятельность: роль учителя
Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления

у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
Консультант, помогающий организовать работу
Руководитель, помогающий планировать работу по времени
"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
Координатор группового процесса
Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Проектная деятельность: роль учителяНе столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности,

Слайд 77Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности
Рефлексивные умения:
Умение

осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение выдвигать гипотезы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельностиРефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно

Слайд 78
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать

с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в

Слайд 79
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в

диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные во просы
Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение

Слайд 80ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить

сам процесс.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику
Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем
Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта

Слайд 81



Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть