Слайд 1Система работы по формированию навыков чтения у детей с особыми образовательными
потребностями
Методическое пособие
для педагогов школ I-II вида
Система работы по формированию и развитию навыков чтения у обучающихся с недостатками слуха
Выполнили:
Елышева О.В., Котолуп Л. В.,
учителя начальных классов
Слайд 2Система работы по формированию навыков чтения у детей с особыми образовательными
потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков чтения у обучающихся с недостатками слуха.
В приложении представлен теоретический и практический материал, который может стать опорой на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия сурдопедагогов, учителей, воспитателей, родителей.
Слайд 4Главные задачи и основы содержания
уроков чтения
На уроках чтения расширяются представления
слабослышащих учащихся об окружающем мире. Дети узнают много интересного о людях, об их поступках и профессиях, о природе. Знакомятся с новыми словами, значения которых закрепляются в процессе многократного употребления.
Обогащаются, расширяются и активизируются в процессе словарной работы значения уже знакомых школьникам слов.
Слайд 5 Специфика обучения и воспитания детей
с нарушениями слуха
В теории воспитания
и обучения слабослышащего ребенка выступают следующие положения:
- ориентация на задачи общей и специальной педагогики;
- раннее специально организованное развитие всех сфер личности ;
- использование альтернативных средств воспитания и обучения.
Слайд 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
ДЕТЕЙ
Слайд 7Чтение и анализ рассказа в школе
для слабослышащих учащихся
Памятка
Работа над
рассказом
1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие,
которое в нем описывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
Что случилось с героями? Как они вели себя?
Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
О чем вы думали, читая рассказ?
Слайд 8Выделение главной мысли рассказа
Внимательно прочитайте рассказ.
Выберите непонятные слова и образные выражения,
сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
Определите главную мысль рассказ.
Составление плана
Разделите рассказ на части.
Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.
Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
Наметьте его основные смысловые части (картины).
Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Слайд 9Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
Перечитайте текст.
Составьте план (определите
части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
Расскажите о главном в каждой части.
Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Слайд 10Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту
Задание. Ответьте на вопросы.
Прочитайте
вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
Слайд 11Выработка умения составлять план текста
Задание. Составьте план рассказа.
Перечитайте весь рассказ (наметьте для
себя его части).
Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Слайд 12Выработка умения составлять рассказ о герое
Составьте рассказ о герое.
Перечитайте про себя
произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
Составьте рассказ про себя.
Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
Слайд 13
Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной
сюжетной линии)
Задание. Составьте рассказ о герое.
Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
Составьте рассказ про себя.
Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
Слайд 15Памятка.
Работа над лирическим стихотворением
Прочитайте стихотворение.
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Какие
чувства автор выразил в этом стихотворении?
Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
Слайд 16Заучивание стихотворения наизусть
Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.
Перечитай
каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.
Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут основные мысли.
Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).
Слайд 18Памятка
Работа над сказкой
1. Как называется сказка, кто ее сочинил?
2. Перечитай сказку.
Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
З. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор к своим героям?
8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
Слайд 20Памятка
Работа над басней
Как называется басня? Кто ее автор?
Прочитайте басню. Какие события
в ней описываются?
Кто действует в басне?
Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
Что осуждается в басне?
Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
Что должен понять из этой басни читатель?
Какое выражение басни стало крылатым?
Слайд 22Памятка
Работа над научно - популярной статьей
Запомните, как называется статья и кто
ее автор.
Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
О ком или о чем эта статья?
О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или
предложение, где автор говорит о самом главном.
Что нового вы узнали из прочитанного?
Что вы читали об этом раньше?
Слайд 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя проблему методики чтения произведений различных жанров в школе
для слабослышащих детей, можно сделать следующие выводы:
- необходимо учитывать основные особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
- важно определить главные задачи и основы содержания уроков чтения в школе II вида;
- учитывать разнообразные подходы к изучению в школе произведений разных жанров.
Слайд 24РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
У слабослышащих школьников обогащаются знания об окружающем мире
Преодоление трудностей интеграции слабослышащих
Совершенствуются
навыки связной и выразительной речи как средства мыслительной деятельности
Формируются коммуникативные навыки
Развивается слуховое восприятие
Активно
формируется:
«Я–концепция».
Развиваются умения самостоятельной работы с источниками информации
Повышается мотивация к изучению литературного чтения и другим учебным предметам
Слайд 25Формирование навыков чтения у учащихся
7В, 9В классов
Слайд 26Развитие аналитического мышления, мыслительной активности
Слайд 27
Преодоление трудностей интеграции
обучающихся в социуме
Слайд 28Чтение – это беседа автора с читателями, в которой участвует опытный
посредник – учитель.
Читайте сами
и
учите читать детей!