Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №11
«Символдрама, как
метод коррекции эмоционально-волевой и
личностной сферы ребенка»
Опыт работы
на городском методическом объединении
представила педагог-психолог
Бойцева А.А.
г. Новочеркасск
2014 г.
Слайд 6Что такое символдрама ?
Символдрама (Кататимно- имагинативная психотерапия или метод «сновидений наяву»-
направление психотерапии базирующееся на принципах глубинной психологии. Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» - «образ». Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером в 1940г.
Слайд 7
Стадии психосексуального развития по З.Фрейду
1. Оральная стадия - от рождения до
полутора лет.
2. Анальная стадия - от полутора до трех лет.
3. Фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет.
4. Латентная стадия - с 6 до 12-13 лет.
5. Генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Слайд 8
З.Фрейд выделил следующие защитные механизмы:
1. Вытеснение желаний – непроизвольное удаление неприятных
желаний, мыслей, чувств.
2. Отрицание какого-либо события как «неправды». Человек проявляет яркое безразличие к логике не замечает противоречий в своих суждениях;
3. Рационализация – бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное поведение.
4. Инверсия – подмена действий, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение.
5. Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу.
6. Замещение – проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
7. Регрессия – возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования
Слайд 9Противопоказания для применения символдрамы
Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:
1. Недостаточное
интеллектуальное развитие (ЗПР).
2. Острые, хронические психозы или близкие к психозу состояния.
3. Церебрально-органические синдромы.
4. Отсутствие желания (мотивация).
5. Шизофрения.
Слайд 10
Показания для применения метода символдрамы
1.Нейровегетативные нарушения и психосоматические симптомы.
2.Тревожно-фобические расстройства.
3.Депрессии.
4.Коммуникативные нарушения,
агрессивное и ассоциальное поведение, расстройства адаптации.
5.Сексуальные нарушения психогенного характера.
6.Детская гиперактивность
7.Кожные заболевания.
8.Панические атаки.
9.Психологические травмы, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
10.Снижение иммунитета.
11.Анорексии.
12.Ситуации трудного выбора.
13.Ситуации профессионального определения.
14.Отношения между супругами, с престарелыми родителями, при разводах, рождении ребёнка.
Слайд 11Описание метода символдрамы
Лежащего с закрытыми глазами или сидящего в удобном кресле человека
вводят в состояние расслабления. Для этого используется аутогенного техника по Й.Х. Шульцу.
Предварительным условием проведения психотерапии является, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений и сбор данных о ребенке (анамнез).
После достижения ребенком состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную тему.
Слайд 12Предшественники символдрамы
Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно
с древнейших времен. Например в Древней Греции люди приходили в храм, ложились на ложе, закрывали глаза, представляли образы и рассказывали об этом жрецам.
Слайд 13Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития
Слайд 14Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития
Слайд 15Работа с рисунком
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование
человеком пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики - на основе рисунка пережитого человеком образа.
Слайд 17Тест «Цветок»
Тест «Цветок» предлагается после сбора анамнеза.
5 целей теста «Цветок»:
1. Может ли человек представлять образы.
2. Научить работать с образами.
3. Диагностическая цель.
4. Человек получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.
5. Психоэмоциональная коррекция.
Слайд 18Мотив «Луг»
Мотив луга имеет очень широкое значение. Этот мотив можно использовать
на следующем сеансе после, теста с цветком.
Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения.
Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу.
Слайд 19Мотив «Ручей»
Ручей- орально- материнский символ, отражающий динамику внутренних психических процессов и
развитие в целом, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь.
Слайд 20Мотив «Гора»
Мотив горы особенно показан в случае
проблем соперничества,
закомплексованности, неуверенности в себе, проблем достижения цели, половой идентификации, в случае депрессивной пассивности и заикания.
Включает в себя четыре основные составляющие: рассматривание и точное описание горы, подъем в гору, описание открывающейся с вершины горы панорамы, спуск с горы.
Слайд 21Мотив «Дом»
Дом — очень многоплановый мотив.
В мотиве дома отражается структура,
в которой человек проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи.
З.Фрейд видел в доме символ личности или какой-либо ее части.
Слайд 22Мотив «Опушка леса»
Этот мотив позволяет проработать глубинные проблемы, бессознательные конфликты первых
лет жизни и актуальные ситуативные переживания.
Задание этого мотива направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.
В отличие от работы со взрослыми, у детей этот символ многомерен. Лес- защита для них.
Слайд 23Индивидуальное интегрированное коррекционно-развивающие занятие с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и с
использованием теста-мотива «Цветок» из метода символдрамы
Цель: Коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста и развитие познавательных процессов.
Задачи:
1.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
2.Снизить импульсивность, агрессивное поведение.
3.Развивать воображение, креативность, речь, внимание, память, словесно-логическое мышление.
4. Развивать мелкую моторику и математические способности.
Слайд 243 блок. Коррекционная работа , направленная на освобождение от негативных чувств
и эмоций (катарсис), на переработку актуально-насущных конфликтов, агрессивного поведения посредством использования метода символдрамы.
Цель символдрамы- удовлетворение архаических (врожденных) потребностей, переработка внутренних конфликтов обуславливающих агрессивное поведение.
Задачи:
1.Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2.Снижение импульсивности, агрессии.
3.Развитие воображения, креативности.
Слайд 25Практический пример коррекционной работы
по методу символдрамы на примере девочки семи лет
с агрессивным поведением, гиперактивностью посредством показа ее рисунков и их интерпретаций.
Рисунок к тесту «Цветок»
Слайд 35Рисунок к мотиву
«Отверстие на болоте»
Слайд 36Рисунок к мотиву
«Поход на пляж»
Слайд 37Рисунок к мотиву
«Поездка на карете»
Слайд 40Литература
Киевское общество символдрамы. Из архива Ханскарла Лёйнера. – Киев, 2000.
Коннычева Г.Г.
Реализация образовательной модели лицея, как профильной школы при ВУЗе. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее. Библиотека журнала «Директор школы».- М.: «Сентябрь», №2, 2008
Лёйнер Ханскарл. Кататимное переживание образов: Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Основная ступень; Семинар: пер. с нем. - М.: «Эйдос», 1996.
Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. - Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., «Эйдос», 1997
Парамонова А. А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоаналитической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией. – Ростов - на - Дону: Изд-во «Ростиздат», 2005.
Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпов