Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» села Каштаны
Бахчисарайского района Республики Крым
«Сенсорное воспитание младшего дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель Площик Н.П.
Слайд 2 Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления
с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Слайд 3 Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл
младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете.
Слайд 4 Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка
и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.
Слайд 5 Основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Слайд 6Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
- по виду деятельности
– двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д.;
- по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- по характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- по содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
- по игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические.
Слайд 7 Важное значение имеют и упражнения с
дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Слайд 8Такая организация развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста является
наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.
Слайд 9В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего
дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Слайд 10 Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном
этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.