Слайд 1СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»
Слайд 2ФГОС дошкольного образования
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации
ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6
Слайд 3Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего,
на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Слайд 4Сотрудничество или взаимодействие?
Объясните значение слов сотрудничество и взаимодействие. Расскажите как вы
используете эти принципы при организации работы с родителями.
Слайд 5Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать.
Слайд 6
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с
помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Слайд 7В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей,
которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Слайд 8Задачи взаимодействия ДОУ с родителями.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 10 Принципы взаимодействия с родителями
Слайд 11Ряд положений, влияющих на характер общения:
- восприятие воспитателями родителей как социальных
заказчиков;
- установка на безоценочное общение, диалог;
- выбор актуальных тем общения;
- активизация и учет личного опыта родителей;
- вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Слайд 12Роль педагога – сотрудника, партнера
Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
Не
дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Слайд 13РЕКЛАМНЫЙ КОНКУРС
В работе с родителями необходимо избегать формального подхода . Чтобы
родители чаще посещали родительские собрания ,необходимо их изначально заинтересовать . Командам необходимо составить объявление о родительском собрании так , чтобы родители захотели прийти на него.
Слайд 14Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Слайд 16Традиционные формы взаимодействия
Слайд 17Инновационные формы взаимодействия
Слайд 18Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей
заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа»
Какие формы работы наиболее эффективны для таких родителей?
Слайд 19Традиционные формы взаимодействия
Слайд 20Инновационные формы взаимодействия
Слайд 21Избегающие проблем родители:
Словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя
в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Какие формы работы эффективны для этого типа родителей?
Слайд 22Традиционные формы взаимодействия
Слайд 23Инновационные формы взаимодействия
Слайд 24Агрессивно недовольные родители:
Родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их
претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада.
Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Какие формы работы эффективны для этого типа родителей?
Слайд 25Традиционные формы взаимодействия
Слайд 26Инновационные формы взаимодействия
Слайд 27Надменные интеллектуалы:
Считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке
требует пересмотра их роли в воспитательном процессе.
Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.
Какие формы работы эффективны для этого типа родителей?
Слайд 28Традиционные формы взаимодействия
Слайд 29Инновационные формы взаимодействия
Слайд 30За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по
отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип своего поведения
К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.
Упражнение «Интервью»
Компетентность педагога проявляется в его способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.
Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать их внимание только на проблемы и плохое ведение ребенка .
Помогите родителям лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций в разных ситуациях, а значит, помогите в понимании его индивидуальных особенностей , в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.
Ваш коллега это ребёнок о котором вам нужно рассказать.Разбейтесь парами и расскажите о своем коллеге ,чтобы мы узнали его лучше.
На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За оду минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность.
Слайд 34 МЕТОД
МОЗГОВОГО
ШТУРМА:
УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБЕРИ ФРАЗУ»
Слайд 35Выберите из этого списка неудачные фразы
Извините если я помешала…
Я бы хотела…
Вероятно ,вы об этом ещё не слышали…
Вам будет и нтересно узнать…
Я бы хотела ещё раз услышать…
Мне представляется интересным то ,что…
Я пришла к такому выводу ,что…
Вы хотите…
Думается, ваша проблема заключается в том ,что…
Давайте с вами быстро обсудим…
Как вы знаете…
Хотя вам это и неизвестно…
Пожалуй , если у Вас есть время меня выслушать …
Вы конечно об этом ещё не знаете…
А у меня на этот счёт другое мнение…
Конечно вам уже известно…
Вы наверное об этом слышали…
Слайд 36НЕУДАЧНЫЕ ФРАЗЫ:
Извините если я помешала…
Я бы хотела ещё раз услышать…
Давайте с
вами быстренько обсудим….
Пожалуйста,если у вас есть время меня выслушать
А у меня на этот счёт другое мнение….
Слайд 37Выберите из этого списка нежелательные фразы
Извините если я помешала…
Я бы хотела…
Вероятно ,вы об этом ещё не слышали…
Вам будет и нтересно узнать…
Я бы хотела ещё раз услышать…
Мне представляется интересным то ,что…
Я пришла к такому выводу ,что…
Вы хотите…
Думается, ваша проблема заключается в том ,что…
Давайте с вами быстро обсудим…
Как вы знаете…
Хотя вам это и неизвестно…
Пожалуй , если у Вас есть время меня выслушать …
Вы конечно об этом ещё не знаете…
А у меня на этот счёт другое мнение…
Конечно вам уже известно…
Вы наверное об этом слышали…
Слайд 38«НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ» ФРАЗЫ:
Я бы хотела…-----------------
Вероятно вы об этом----- ещё не слышали…
Мне представляется
--------интересным то ,что….
Я пришла к такому ------------выводу ,что…
Хотя вам это и ---------неизвестно…
Вы конечно об этом ещё---- не знаете…
Подберите к этим фразам ваш вариант правильного обращения.
Слайд 39«Нежелательные «фразы в паре с « Желательными»
Я бы хотела…-----------------
Вероятно вы об
этом----- ещё не слышали…
Мне представляется --------интересным то ,что….
Я пришла к такому ----------выводу ,что…
Хотя вам это и ---------неизвестно…
Вы конечно об этом ещё не знаете…
Вы хотите…..
Вы наверное, уже об этом слышали….
Вам будет интересно узнать…
Думается ваша проблема заключается в том что…
Конечно,вам уже известно…
Как вы знаете…
Слайд 40Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.
Семейный клуб – это
объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.
Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными
Слайд 41Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания
воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого ДОУ предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников. Эффективность работы ДОУ во многом зависит от взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Слайд 42В заключение нашей беседы предлагаю вам поиграть. Игра называется «Если бы
наш детский сад был…». Завершите незаконченные предложения:
• «Если бы наш сад был транспортным средством, он был бы...»
• «Если бы наш был отрицательным персонажем сказки, он был бы...»
• «Если бы наш сад был цветом, он был бы...»
• «Если бы наш сад был настроением, он был бы...»
• «Если бы наш сад был инструментом, он был бы...»
• «Если бы наш сад был животным, он был бы...»
• «Если бы наш сад был известным литературным персонажем или историческим деятелем, он был бы...»
• «Если бы наш сад был запахом, он был бы...»
• «Если бы наш сад был едой, он был бы...»