Слайд 1ГБ(О)ООУ санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении
Русский язык. 3
класс.
Учитель: Мисюрёва Т.И.
Слайд 2Тема:
«Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»
Слайд 3Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с разделами русского языка, научить распознавать имена
существительные среди других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи.
2. Развивать чувство языка, орфографическую зоркость, память, логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать в детях потребность и интерес к изучению русского языка, его красоте и богатству; чувство гордости за своё Отечество, родной язык.
Слайд 4Планируемые результаты
Познавательные УУД:
умение прогнозировать тему, осознанно строить высказывания в устной форме.
Личностные
УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
целеполагание, оценка результатов работы.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с учителем, сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слайд 5Использованные ресурсы:
интерактивная доска,
толковый словарь русского языка С.И. Ожегова,
таблицы по теме,
карточки,
круги-сигналы,
Internet-ресурсы,
презентация
к уроку.
Слайд 6Ход урока:
I.Мобилизующее начало урока.
1. Слово учителя о русском языке.
«Многие русские слова
сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»
К. Паустовский.
Разделы русского языка:
лексикология,
фразеология,
графика,
фонетика,
орфография,
словообразование,
морфология,
синтаксис.
пунктуация.
2.Чтение учащимися стихотворения А. Яшина «Русский язык»
Слайд 7II. Актуализация знаний.
Что такое части речи?
Сколько всего частей речи в русском
языке?
Какие части речи самостоятельные? Какие служебные?
III. Самоопределение к деятельности. (слайд 9)
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- О какой части речи говорится в стихотворении? Сформулируйте тему урока. Разбейте слова на 2 группы.
IV. Работа по теме урока
1. Слово об именах существительных.
2. Устная работа с использованием кругов-сигналов.
3. Работа в группах (заполните таблицу).
Физкультпауза под музыку.
Слайд 8V. Работа по теме урока. Продолжение.
1. Самостоятельная работа «Живой-неживой».
2. Игра «Кто
быстрее».
VI. Работа по развитию речи (слайд 25).
VII. Закрепление
1. Работа с аппаратом учебника.
2. Самостоятельная работа (слайд 26).
VIII. Вывод.
IX. Домашнее задание.
Стр.12 Упр. 15. Правило.
X. Рефлексия.
XI. Итоги урока.
Слайд 9
ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?
Работа в парах
Слайд 10 Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёжик – это
СЛОВА, КОТОРЫЕ
ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
или
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Бабочка
Мальчик
Свинья
Ёжик
что?
Арбуз
Светофор
Расчёска
Слайд 12 Слова арбуз, светофор, расчёска, отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые
предметы.
Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы.
Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Слайд 13Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
белка
Слайд 14книга
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 15пчела
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 16кошка
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 17крокодил
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 18поросёнок
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 19радуга
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 20ключ
Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы).
Слайд 21Работа в группах. Заполните таблицу.
Слайд 22Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт» (Используются круги-сигналы)
Стол, яблоня,
котёнок, ягода
Гнездо, комар, собака, бабочка
Дом, берёза, машина, мальчик
Ученик, ученица, школьник, школа
Слайд 23Самостоятельная работа «Живой – неживой»
Задание: образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от
неодушевлённых имён существительных. Взаимопроверка.
Сила-…
Работа - …
Футбол - …
Пожар - …
Лес - …
Лыжи - …
Бокс - …
Хоккей - …
Слайд 24Проверка:
Силач
Работник
Футболист
Пожарник
Лесник
Лыжник
Боксёр
Хоккеист
Слайд 25Работа по развитию речи.
Составьте предложения о березке.
Разберите одно из них
по членам.
Слайд 26Родина.
Задание: прочитать текст, выписать имена существительные в два столбика. Самопроверка.
Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.
(По Б. Н. Неменскому)
Что?
мать - Родина
отец - дом
друзья - улица
- город
Слайд 28Вывод:
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые)
Неодушевленные – что? (неживые)
2. Отличие одушевленных от неодушевленных:
Одушевленные имена существительные –
мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п.
Неодушевленные имена существительные –
мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п.
3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное.
Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные.
4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением.
Слайд 29Рефлексия
Мне было интересно…
Новым для меня оказалось…
Я научился…
Я понял….
Слайд 30Домашнее задание:
1. Стр.12 – правило.
2. Р.Т.Стр.9-Упр.14.
Итоги урока.