Слайд 1Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №48 г.Воронеж
Гридина В.С.
Русский
художник-иллюстратор сказок В.М.Васнецов
Слайд 2Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926)
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный
г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе ... » ... говорил художник, когда стал взрослым.
Слайд 3Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась
вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Слайд 4Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст
в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
Слайд 5Ковёр-самолёт, 1880г
«Ковер-самолет» — первая «сказочная» картина художника. Написана она по заказу
Саввы Мамонтова. Вначале задумка живописца отличалась от финальной версии картины. На ковре должны были лететь двое — Царевич и его возлюбленная, склонившая голову на плечо Ивану.
Слайд 6После долгих поисков Васнецов оставил на ковре одного героя, вручив ему
в руки клетку с невиданным трофеем — заморской птицей.
Слайд 7Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное
стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.
На ковре Иван-богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям.
В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.
Слайд 8Баба-Яга, 1917г
Картина посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе
Яге. На картине изображена Баба-Яга в ступе и с метлой, летящая со своей добычей – ребенком. Картина написана на холсте, маслом.
Слайд 9Иван-Царевич на Сером Волке , 1889г
Работа написана в 1889 году. Вдохновила
автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда. Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки .Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее.
Слайд 10Алёнушка,1881г
На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и
братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.
Слайд 12Над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок
Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.
С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).
Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.
Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.
Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.
Слайд 13Спящая царевна,1900-1926г
Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1926 году.
Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, Москва.
Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесётся.
Слайд 14Царевна –Несмеяна,1916-1926гг
В картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне,
которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.
На полотне как раз изображен такой момент – тоскующую царевну пытается всячески развлечь толпа разных людей.
Центральный персонаж картины – сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.
Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента – белое платье царевны и алая рубаха скомороха.
Слайд 16В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно
изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.
Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.
Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.
На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.
Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве. На данный момент картина находится в Доме-музее Васнецова В.М. в Москве.
Слайд 18Интересна история создания картины «Снегурочка».
В 1881 году московский меценат
Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает… Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви.
Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.
Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.
Слайд 20Полотно «Кощей Бессмертный» писалось знаменитым русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым в
течении девяти лет. Оно было полностью завершено только в 1926 году, хронологически картина стала его последней работой.
В картине три главных цвета: насыщенный шоколадный, ализариновый красный и золотой. Все призвано показать, что действие происходит в роскошных хоромах, отделанных редкими породами дерева и усыпанных золотом и порчей. Кощей по характеру невероятно жаден и скуп, как видно на полотне, эти черты художник показал с помощью нескольких массивных сундуков, расставленных в его хоромах и, по всей видимости, до верха набитых драгоценностями и трофеями.
Среди всего этого великолепия художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами. Похоже, что у него не осталось души, перед нами только оболочка ужасного тела, вселяющего страх, отвращение и немного жалости. Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь.
Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.
Слайд 21Хрустальная гора
Краткое содержание сказки
Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный
спор между разными представителями животного мира. За его мудрость и справедливость получил он в награду волшебные способности: мог превращаться в муравья и сокола. Обернувшись соколом, полетел герой в тридесятое царство добрые дела вершить. Там хрустальная гора поглотила полцарства, а царская дочка оказалась в середине той горы в плену у чудища с двенадцатью головами. В муравья превратился Иван-царевич, заполз в хрустальную гору, нашел там царевну и узнал тайну: в чреве самого страшного змея есть семечко, которое нужно уничтожить, чтобы заклятие хрустальной горы исчезло. Переодевшись стариком, нанялся царевич пастухом, чтобы трех змеев убить, которые ежедневно за данью прилетали – коров из стада забирали. Одолел всех чудищ. Распорол он брюхо двенадцатиглавого змея, семечко уничтожил – хрустальная гора растаяла. Вместе с царевной вернулся Иван-царевич к царю. На радостях царь женил Ивана-царевича на своей дочери.
Слайд 23Иллюстрация к сказке «Сивка-Бурка»
Слайд 24Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев,
среди которых имеется младший и он – дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.
На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.
Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.
Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.
Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.
Слайд 25Избушка на курьих ножках ,1882-1883гг
Место нахождения: Музей-заповедник Абрамцево.
Слайд 26В имении Мамонтовых Абрамцево к восторгу детворы Виктор Васнецов построил самую настоящую избушку
на курьих ножках.