Презентация, доклад на тему Русский художник - иллюстратор сказок В. М. Васнецов

Содержание

Васнецов Виктор Михайлович(1848-1926) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел

Слайд 1Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №48 г.Воронеж
Гридина В.С.

Русский

художник-иллюстратор сказок В.М.Васнецов
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №48 г.ВоронежГридина В.С. Русский художник-иллюстратор сказок В.М.Васнецов

Слайд 2Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926)
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный

г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе ... » ... говорил художник, когда стал взрослым.  

Васнецов Виктор Михайлович(1848-1926) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,

Слайд 3Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась

вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух,

Слайд 4Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст

в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище.

Слайд 5Ковёр-самолёт, 1880г
«Ковер-самолет» — первая «сказочная» картина художника. Написана она по заказу

Саввы Мамонтова. Вначале задумка живописца отличалась от финальной версии картины. На ковре должны были лететь двое — Царевич и его возлюбленная, склонившая голову на плечо Ивану.
Ковёр-самолёт, 1880г«Ковер-самолет» — первая «сказочная» картина художника. Написана она по заказу Саввы Мамонтова. Вначале задумка живописца отличалась от

Слайд 6После долгих поисков Васнецов оставил на ковре одного героя, вручив ему

в руки клетку с невиданным трофеем — заморской птицей.
После долгих поисков Васнецов оставил на ковре одного героя, вручив ему в руки клетку с невиданным трофеем

Слайд 7Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное

стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.    На ковре Иван-богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям.    В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.
Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету. На картине

Слайд 8Баба-Яга, 1917г
Картина посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе

Яге. На картине изображена Баба-Яга в ступе и с метлой, летящая со своей добычей – ребенком. Картина написана на холсте, маслом.
Баба-Яга, 1917гКартина посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе Яге. На картине изображена Баба-Яга в

Слайд 9Иван-Царевич на Сером Волке , 1889г
Работа написана в 1889 году. Вдохновила

автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда. Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки .Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее.
Иван-Царевич на Сером Волке , 1889гРабота написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен

Слайд 10Алёнушка,1881г
На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и

братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство. 
Алёнушка,1881гНа создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что

Слайд 11Богатыри,1881-1898г

Богатыри,1881-1898г

Слайд 12Над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок

Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.
С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).
Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.
Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.
Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.
Над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она

Слайд 13Спящая царевна,1900-1926г
Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1926 году.

Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, Москва. 
Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесётся. 
Спящая царевна,1900-1926гЭта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1926 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина

Слайд 14Царевна –Несмеяна,1916-1926гг
В картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне,

которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.    На полотне как раз изображен такой момент – тоскующую царевну пытается всячески развлечь толпа разных людей.
   Центральный персонаж картины – сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.    Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента – белое платье царевны и алая рубаха скомороха.
Царевна –Несмеяна,1916-1926ггВ картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне, которая внушала своим родителям страх за

Слайд 15Царевна – лягушка, 1918г

Царевна – лягушка, 1918г

Слайд 16В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно

изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.
Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.
Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.
На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.
Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве. На данный момент картина находится в Доме-музее Васнецова В.М. в Москве.
В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки

Слайд 17Снегурочка,1899г

Снегурочка,1899г

Слайд 18Интересна история создания картины «Снегурочка».
    В 1881 году  московский меценат

Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам  в  дремучем лесу,  куда  ни пешему, ни конному нет дороги.  И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки…  и любопытно ей.  Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!»     Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне.  Нет, пусть уж живет в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает…  Однако Весна настаивает,  и Мороз  отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и  человеческую тоску, и ревность, и  пламя любви.
Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.    Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.
Интересна история создания картины «Снегурочка».    В 1881 году  московский меценат Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней

Слайд 19Кощей Бессмертный, 1926г

Кощей Бессмертный, 1926г

Слайд 20Полотно «Кощей Бессмертный» писалось знаменитым русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым в

течении девяти лет. Оно было полностью завершено только в 1926 году, хронологически картина стала его последней работой.
В картине три главных цвета: насыщенный шоколадный, ализариновый красный и золотой. Все призвано показать, что действие происходит в роскошных хоромах, отделанных редкими породами дерева и усыпанных золотом и порчей. Кощей по характеру невероятно жаден и скуп, как видно на полотне, эти черты художник показал с помощью нескольких массивных сундуков, расставленных в его хоромах и, по всей видимости, до верха набитых драгоценностями и трофеями.
Среди всего этого великолепия художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами. Похоже, что у него не осталось души, перед нами только оболочка ужасного тела, вселяющего страх, отвращение и немного жалости. Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь.
Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.
Полотно «Кощей Бессмертный» писалось знаменитым русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым в течении девяти лет. Оно было полностью

Слайд 21Хрустальная гора
Краткое содержание сказки
Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный

спор между разными представителями животного мира. За его мудрость и справедливость получил он в награду волшебные способности: мог превращаться в муравья и сокола. Обернувшись соколом, полетел герой в тридесятое царство добрые дела вершить. Там хрустальная гора поглотила полцарства, а царская дочка оказалась в середине той горы в плену у чудища с двенадцатью головами. В муравья превратился Иван-царевич, заполз в хрустальную гору, нашел там царевну и узнал тайну: в чреве самого страшного змея есть семечко, которое нужно уничтожить, чтобы заклятие хрустальной горы исчезло. Переодевшись стариком, нанялся царевич пастухом, чтобы трех змеев убить, которые ежедневно за данью прилетали – коров из стада забирали. Одолел всех чудищ. Распорол он брюхо двенадцатиглавого змея, семечко уничтожил – хрустальная гора растаяла. Вместе с царевной вернулся Иван-царевич к царю. На радостях царь женил Ивана-царевича на своей дочери.
Хрустальная гораКраткое содержание сказки Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный спор между разными представителями животного мира.

Слайд 23Иллюстрация к сказке «Сивка-Бурка»

Иллюстрация к сказке «Сивка-Бурка»

Слайд 24Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев,

среди которых имеется младший и он – дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.
На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.
Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.
Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.
Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.
Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он

Слайд 25Избушка на курьих ножках ,1882-1883гг
Место нахождения: Музей-заповедник Абрамцево.

Избушка на курьих ножках ,1882-1883ггМесто нахождения: Музей-заповедник Абрамцево.

Слайд 26В имении Мамонтовых Абрамцево к восторгу детворы Виктор Васнецов построил самую настоящую избушку

на курьих ножках.
В имении Мамонтовых Абрамцево к восторгу детворы Виктор Васнецов построил самую настоящую избушку на курьих ножках.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть