Слайд 1Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
МАОУ «Начальная
школа – детский сад № 152
для слабовидящих обучающихся г. Перми
Учитель-дефектолог:
Шадрина Ирина Борисовна
Слайд 2Актуальность темы
В настоящее время в России насчитывается более
2 млн. детей
с ограниченными возможностями здоровья
(8% всех детей).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гарантирует обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Слайд 3В каждом ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка
дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
Задача педагогов ДОУ - создать развивающую образовательную среду, способствующую физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ велика, т.к. большую часть времени пребывания в ДОУ ребёнок находится рядом с ним.
Методические рекомендации по организации коррекционо-развивающей работы с детьми воспитателю дают специалисты ДОУ: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог.
Слайд 4
-дети с нарушениями зрения
-дети с нарушениями слуха
-дети с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР)
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)
-дети с задержкой психического развития (ЗПР)
-дети с нарушением интеллекта (У/О)
-дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Дети с комплексными нарушениями
Категории детей с ОВЗ:
Слайд 5Медико-педагогическая классификация
нарушений зрения (по Денискиной В.З.)
1. Слепые дети. Дети с
остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками; дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.
2. Слабовидящие дети. Дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
3. Дети с пониженным зрением. Дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией
Примечание: дети с остротой зрения 0,9–1,0 (90–100%) относятся к категории «нормально видящие»
Слайд 7Как видит ребёнок с близорукостью
Слайд 8Как видит ребёнок с дальнозоркостью
Слайд 10Помощь ребенку
с нарушениями зрения:
Развитие зрительного восприятия
развитие сохранных анализаторов, развитие осязания
и мелкой моторики, предметной деятельности;
развитие общей моторики;
развитие пространственной ориентировки;
развитие навыков самообслуживания;
ознакомление с окружающим;
развитие речи и навыков общения;
формирование навыков социально-адаптивного поведения;
помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых
Слайд 11Требования к организации учебного процесса детей с нарушениями зрения
Зрительная нагрузка не
более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки)
Использование подставки для книг, картинок при рассматривании; фонов
Проведение физминуток, в том числе для глаз
Использование индивидуальных средств коррекции
Использование дополнительных источников освещённости (при необходимости)
Слайд 12Требования к наглядности
Удобство использования, безопасность
Отсутствие лишних деталей
Увеличение размеров изображения
Яркая, контрастная цветовая
гамма
Выделенный контур
Желательны пособия, выполненные на бисенсорной основе (для восприятия не только зрением, но и осязанием)
Использование полужирного шрифта
Arial
Слайд 13Зона ответственности воспитателя
при организации работы с детьми
с нарушениями зрения
Владеет
информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.
Знает особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Следит за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога (постоянно или только для работы на занятиях), за чистотой стёкол очков.
Определяет место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях согласно его зрительным возможностям.
Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.
Слайд 14Зона ответственности воспитателя
при организации работы с детьми
с нарушениями зрения
Чередует
зрительные нагрузки детей с отдыхом.
Физминутка и зрительная гимнастика являются обязательным элементом каждого занятия.
Подбирает пособия, соответствующие зрительным возможностям детей. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.
Разрешает ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения. Готовит для ребёнка индивидуальную наглядность.
Осуществляет индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Если ребёнок нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.
Слайд 15Программное обеспечение
работы с детьми с нарушениями зрения
Кроме общеобразовательной программы, используемой
в детском саду, воспитатель принимает активное участие в реализации программы для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).
Виды коррекционной работы с детьми, предусмотренные программой:
- развитие зрительного восприятия
- развитие социально-бытовой ориентировки
- ориентировка в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- коррекция нарушений речи
- лечебная физкультура
- ритмика
Слайд 16Обследование натуральных предметов
с помощью разных органов чувств
Слайд 17Подбор игрушек максимально похожих
на натуральные предметы
Слайд 18Узнавание знакомых предметов
в цветном изображении
Слайд 19Узнавание знакомых предметов
в контурном изображении, раскрашивание контура
с помощью разных
материалов
Слайд 20Взаимосвязь НОД познавательного цикла с продуктивными видами деятельности.
Специальная система занятий по
изобразительной деятельности.
Слайд 21Дидактические игры, развивающие высшие психические функции и мыслительные операции
Слайд 22Дидактические игры,
развивающие целостность восприятия
Слайд 23Подбор книг, соответствующих зрительным возможностям детей
Слайд 24Индивидуальная работа
в коррекционном уголке
Слайд 25Тренажеры для зрительной гимнастики
Слайд 26Тренажеры для зрительной гимнастики
Слайд 27Вывод:
Воспитатель должен знать особые образовательные потребности своего воспитанника с ОВЗ
Создавать специальные
психолого-педагогические условия для развития ребёнка с ОВЗ в соответствии с его возрастными, индивидуальными возможностями и интересами.
Работать в тесном контакте со специалистами ДОУ
(учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог) и семьёй ребёнка с ОВЗ.
Повышать свою компетентность в вопросах организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.