Презентация, доклад на тему Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Содержание

Актуальность темыВ настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гарантирует обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного

Слайд 1Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
МАОУ «Начальная

школа – детский сад № 152
для слабовидящих обучающихся г. Перми
Учитель-дефектолог:
Шадрина Ирина Борисовна
Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗМАОУ «Начальная школа – детский  сад №

Слайд 2Актуальность темы
В настоящее время в России насчитывается более
2 млн. детей

с ограниченными возможностями здоровья
(8% всех детей).


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гарантирует обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Актуальность темыВ настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех

Слайд 3В каждом ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка

дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Задача педагогов ДОУ - создать развивающую образовательную среду, способствующую физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Роль воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ велика, т.к. большую часть времени пребывания в ДОУ ребёнок находится рядом с ним.

Методические рекомендации по организации коррекционо-развивающей работы с детьми воспитателю дают специалисты ДОУ: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог.

В каждом ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии

Слайд 4
-дети с нарушениями зрения

-дети с нарушениями слуха

-дети с тяжелыми нарушениями речи

(ТНР)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)

-дети с нарушением интеллекта (У/О)

-дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

- Дети с комплексными нарушениями

Категории детей с ОВЗ:

-дети с нарушениями зрения-дети с нарушениями слуха-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)-дети с

Слайд 5Медико-педагогическая классификация нарушений зрения (по Денискиной В.З.)
1. Слепые дети. Дети с

остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками; дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.
2. Слабовидящие дети. Дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
3. Дети с пониженным зрением. Дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией
Примечание: дети с остротой зрения 0,9–1,0 (90–100%) относятся к категории «нормально видящие»
Медико-педагогическая классификация  нарушений зрения (по Денискиной В.З.)1. Слепые дети. Дети с остротой зрения от 0 (0%)

Слайд 7Как видит ребёнок с близорукостью

Как видит ребёнок с близорукостью

Слайд 8Как видит ребёнок с дальнозоркостью

Как видит ребёнок с дальнозоркостью

Слайд 10Помощь ребенку с нарушениями зрения:
Развитие зрительного восприятия
развитие сохранных анализаторов, развитие осязания

и мелкой моторики, предметной деятельности;
развитие общей моторики;
развитие пространственной ориентировки;
развитие навыков самообслуживания;
ознакомление с окружающим;
развитие речи и навыков общения;
формирование навыков социально-адаптивного поведения;
помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых

Помощь ребенку  с нарушениями зрения:Развитие зрительного восприятияразвитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности;развитие

Слайд 11Требования к организации учебного процесса детей с нарушениями зрения

Зрительная нагрузка не

более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки)
Использование подставки для книг, картинок при рассматривании; фонов
Проведение физминуток, в том числе для глаз
Использование индивидуальных средств коррекции
Использование дополнительных источников освещённости (при необходимости)

Требования к организации учебного процесса детей с нарушениями зренияЗрительная нагрузка не более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой

Слайд 12Требования к наглядности
Удобство использования, безопасность
Отсутствие лишних деталей
Увеличение размеров изображения
Яркая, контрастная цветовая

гамма
Выделенный контур
Желательны пособия, выполненные на бисенсорной основе (для восприятия не только зрением, но и осязанием)
Использование полужирного шрифта
Arial
Требования к наглядностиУдобство использования, безопасностьОтсутствие лишних деталейУвеличение размеров изображенияЯркая, контрастная цветовая гаммаВыделенный контурЖелательны пособия, выполненные на бисенсорной

Слайд 13Зона ответственности воспитателя при организации работы с детьми с нарушениями зрения
Владеет

информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.
Знает особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Следит за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога (постоянно или только для работы на занятиях), за чистотой стёкол очков.
Определяет место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях согласно его зрительным возможностям.
Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

Зона ответственности воспитателя при организации работы с детьми  с нарушениями зрения    Владеет информацией

Слайд 14Зона ответственности воспитателя при организации работы с детьми с нарушениями зрения
Чередует

зрительные нагрузки детей с отдыхом.
Физминутка и зрительная гимнастика являются обязательным элементом каждого занятия.
Подбирает пособия, соответствующие зрительным возможностям детей. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

Разрешает ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения. Готовит для ребёнка индивидуальную наглядность.

Осуществляет индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Если ребёнок нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

Зона ответственности воспитателя при организации работы с детьми  с нарушениями зрения  Чередует зрительные нагрузки детей

Слайд 15Программное обеспечение работы с детьми с нарушениями зрения
Кроме общеобразовательной программы, используемой

в детском саду, воспитатель принимает активное участие в реализации программы для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

Виды коррекционной работы с детьми, предусмотренные программой:
- развитие зрительного восприятия
- развитие социально-бытовой ориентировки
- ориентировка в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- коррекция нарушений речи
- лечебная физкультура
- ритмика
Программное обеспечение  работы с детьми с нарушениями зренияКроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, воспитатель принимает

Слайд 16Обследование натуральных предметов с помощью разных органов чувств

Обследование натуральных предметов  с помощью разных органов чувств

Слайд 17Подбор игрушек максимально похожих на натуральные предметы

Подбор игрушек максимально похожих  на натуральные предметы

Слайд 18Узнавание знакомых предметов в цветном изображении

Узнавание знакомых предметов  в цветном изображении

Слайд 19Узнавание знакомых предметов в контурном изображении, раскрашивание контура с помощью разных

материалов
Узнавание знакомых предметов  в контурном изображении, раскрашивание контура  с помощью разных материалов

Слайд 20Взаимосвязь НОД познавательного цикла с продуктивными видами деятельности. Специальная система занятий по

изобразительной деятельности.
Взаимосвязь НОД познавательного цикла с продуктивными видами деятельности. Специальная система занятий по  изобразительной деятельности.

Слайд 21Дидактические игры, развивающие высшие психические функции и мыслительные операции

Дидактические игры, развивающие высшие психические функции и мыслительные операции

Слайд 22Дидактические игры, развивающие целостность восприятия

Дидактические игры,  развивающие целостность восприятия

Слайд 23Подбор книг, соответствующих зрительным возможностям детей

Подбор книг, соответствующих зрительным возможностям детей

Слайд 24Индивидуальная работа в коррекционном уголке

Индивидуальная работа  в коррекционном уголке

Слайд 25Тренажеры для зрительной гимнастики

Тренажеры для зрительной гимнастики

Слайд 26Тренажеры для зрительной гимнастики

Тренажеры для зрительной гимнастики

Слайд 27Вывод:
Воспитатель должен знать особые образовательные потребности своего воспитанника с ОВЗ
Создавать специальные

психолого-педагогические условия для развития ребёнка с ОВЗ в соответствии с его возрастными, индивидуальными возможностями и интересами.
Работать в тесном контакте со специалистами ДОУ
(учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог) и семьёй ребёнка с ОВЗ.
Повышать свою компетентность в вопросах организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.


Вывод:Воспитатель должен знать особые образовательные потребности своего воспитанника с ОВЗСоздавать специальные психолого-педагогические условия для развития ребёнка с

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть