Слайд 1
Тема:
«Специфика обучения и воспитания детей в комбинированной группе. Роль семьи в преодолении дефектов
речи»
Слайд 2 Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством
специального обучения и воспитания.
Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Учитель-логопед
Калмыкова Екатерина Олеговна
Слайд 3Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Слайд 4Уровень 1
Владение навыками, характерными для младенцев: звукоподражание, лепет, лепетные слова, части
бытовых слов, куски лепетных фраз. Дети произносят звуки нечетко, активно помогают себе жестами и мимикой.
У детей с ОНР 1 группы разрыв между пассивным и активным словарным запасомзначительно больше нормы, при этом они проявляют живой интерес к общению.
Характеристика речи:
-смазанное произношение звуков;
-преобладание односложных или двусложных слов;
-сокращение длинных слов до двух-трех слогов;
-замена слов-действий словами-предметами;
-обозначение одним словом разных предметов или разных действий;
-путаница в созвучных, но разных по значению словах;
-в отдельных случаях — отсутствие речи.
Общее недоразвитие речи: классификация
Слайд 5Уровень 2
Повышение речевого развития: освоение большего количества общеупотребительных слов, использование простых фраз,
пополнение активного словаря искаженными, но постоянно использующимися названиями.
Дети 2 группы ОНР способны освоить некоторые грамматические формы в простых словах, как правило, с ударными окончаниями (единственное число – множественное число).
Особенности:
произношение звуков дается с трудом, одни звуки подменяются другими (шипящие – свистящими, звонкие – глухими, твердые – мягкими);
освоение грамматических форм спонтанно, без связи со смыслом;
скудный словарный запас, бедность речевого самовыражения;
обозначение одним словом разных предметов и действий, схожих по какому-либо признаку (внешнее сходство или сходство в назначении);
очень незначительное или полное незнание названий свойств предметов (цвет, размер, форма);
рассогласованность между существительным и прилагательным;
отсутствие в речи предлогов или их замена;
беспорядочное употребление окончаний, замена одних окончаний другими; неспособность строить рассказ без наводящих вопросов.
Слайд 6Уровень 3
Построение фраз, развернутая речь при общем отставании всех речевых навыков.
Детям с
3 группой ОНР доступны основы грамматического строя: правильное употребление простых форм, использование почти всех частей речи, усложнение предложений. У них уже достаточно жизненных впечатлений для увеличения словарного запаса, правильного названия действий, предметов, их свойств. Дети способны составить несложный рассказ, но свобода общения по-прежнему затруднена.
Речевая характеристика:
бедность лексики, недостаточность использования наречий, прилагательных, активного словарного запаса в целом;
неустойчивый грамматический строй: чередование правильного построения фраз с неверным из-за ошибочного согласования прилагательных с существительными, неумелого применения глаголов;
неправильное употребление союзов при попытке построить сложную фразу;
замена разных свойств одним («большой» — вместо «длинный», «высокий», «широкий»; «маленький» — вместо «короткий», «низкий», «узкий»);
незнание подвидов предметов, животных, птиц;
название действий вместо профессий («дядя поет» вместо «певец», «тетя варит» вместо «повар»);
название самого предмета вместо его отдельной части.
Слайд 7
Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых
группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Слайд 8Рекомендации родителям
Тема: «Осень. Осенние месяцы».
Вспомнить с ребенком, какое сейчас
время года, назвать осенние месяцы по порядку;
Обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
Перечислить как можно больше признаков осени.
Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) — золотая, дождливая ... .
Подбери предметы к признакам: Осенний — день, ... . Осенняя — погода, ... . Осеннее — небо, ... . Осенние — дожди, ... .
Составить рассказ об осени по следующему плану:
Когда наступает осень?
Назови осенние месяцы.
Приметы ранней осени в природе.
Красота золотой осени.
Какие стихи об осени ты знаешь?
Приметы поздней осени.
Труд человека в осенний период.
Прочитать стихотворения, обсудить. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)
Слайд 9ТЕМА НЕДЕЛИ: « Домашние животные»
Выполняем артикуляционную гимнастику:
Упражнения для расслабления языка (см.
в тетради)
«Лошадка»
«Грибок»
«Парус»
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается на счёт 7-10.
« Барабанщики»
Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ш, с.
Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, ша-лость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, стар-ший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, сме-шинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый,
«Назови ласково»: Назови ласково маму, папу и детеныша каждого домашнего животного.
Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек.
Пес - …, собака - …, щенок - ….
Бык - … корова - …, теленок - …
Козел - …, коза - …, козленок - …
Баран - …, овца - …, ягненок - …
Вклеить в тетрадь домашних животных. Знать их детенышей и какую пользу приносят животные человеку.