Слайд 1«Роль портфолио в системе управления качеством образования в начальной школе
в
условиях реализации
ФГОС НОО»
Автор:
Шкурихина В.Е.
учитель начальных классов
МКОУ «Троицкая СОШ»
Слайд 2Актуальность.
Портфолио –
совокупность индивидуальных достижений, выполняющих роль накопительной оценки учебных
достижений учащегося начальной школы.
Слайд 3Цель портфолио
собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения
в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 4Цель выступления –
определить роль портфолио в системе управления качеством образования
в начальной школе
Слайд 5Педагогические задачи:
создать для каждого ученика ситуацию успеха;
поддерживать интерес ребенка к определенному
виду деятельности;
поощрять его активность и самостоятельность;
формировать навыки учебной деятельности;
содействовать индивидуализации образования ученика;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Слайд 6
Функции портфолио:
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный
период времени.
Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.
Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта
Слайд 7Требования при оформлении портфолио :
систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных
в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность.
Слайд 8
Примерная структура портфолио:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
РАЗДЕЛ "МОЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ«
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
РАЗДЕЛ "СОДЕРЖАНИЕ"
Слайд 9ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию
(фамилия имя и отчество;
учебное заведение, класс),
контактную информацию
и фото ученика.
Слайд 10РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
"Мое имя" - информация о том, что означает имя
- информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Слайд 11РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайд 12РАЗДЕЛ
"МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности
можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихиВсе мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Слайд 13РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
Слайд 14РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
Слайд 15РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Слайд 16РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному
мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Слайд 17РАЗДЕЛ
"РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно
изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал.
При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе.
Его можно озаглавить
"РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
Слайд 18РАЗДЕЛ "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять
довольно часто.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Слайд 19
Ответственные
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники,
педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.