Слайд 1Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида
№96 «Соловушка»
Воспитатель:
Юхнова Екатерина Юрьевна
г.Вологда 2018 г.
Слайд 2
«Книга – добрый и мудрый советчик, друг
и учитель».
Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок.
.
«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно»
А.С. Пушкин
Слайд 3 В нашей стране остро стоит вопрос о нравственном
воспитании подрастающего поколения. Большая задача в воспитании нравственности у детей ложится на нас, воспитателей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь.
Слайд 4 В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем
дошкольном возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и отношений любви к родному городу, краю, к Родине. В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.
Слайд 5 Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления
оказывает художественная литература.
Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
Слайд 6 При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает
нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т.д. Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную.
Слайд 7 Свои первые самые важные шаги в познании окружающего
мира дети совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт, который накопило человечество.
Взрослым многому надо научить детей. И не только всевозможным жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности, справедливости, трудолюбию.
Слайд 8 Книги рассказывают о
той жизни, которой живут взрослые, показывают духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают, умеют и любят их родители. Возьмем стихотворение С.Михалкова: «А что у вас?»
Слайд 9 Книги о труде взрослых вызывают у
детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака «Как печатали вашу книгу» .
Слайд 10
Каждый воспитатель знает, сколько
настойчивости и терпения требуется, чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я. Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения А.Барто: «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара «Сказка о военной тайне», В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова «На горке» и другие.
Слайд 11 Великим мастером рассказов о природе
был В.Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.
Слайд 12 По мере общего и литературного развития
ребёнка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем. Это и рассказы из «азбуки» Л.Н.Толстого («Косточка», «Девочка и грибы»,«Лев и собачка», «Филипок» и др.) и «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка, и стихи Н.А.Некрасова, и сказки А.М.Горького.
Слайд 15 Большие возможности в воспитании у детей положительных
эмоций – у сказок. В каждой сказке положена граница между добром и злом.. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал.
Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравится маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…
Слайд 18 Таким образом, главной ролью детской литературы
было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»
В.А.Сухомлинский