Слайд 1Тема проекта: «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей раннего возраста»
Творческое
название проекта: «Дыши со мной»
Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь
Автор проекта:
Маркитанова С.А.
Воспитатель МБДОУ №24
Г. Мичуринска Тамбовской области
Слайд 2Актуальность
Задачи сохранения здоровья детей неразрывно связаны с профилактикой и своевременным выявлением
отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.
Дыхание занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи, дифференцируя носовое и речевое дыхание, получая длительный ротовой выдох под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса
Слайд 3Цель
Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка посредством дыхательной гимнастики и усовершенствовать
его речь.
Слайд 4Задачи
учить правильному дыханию;
улучшить нервно-психическое состояние ребенка;
приобщить детей к ЗОЖ и воспитывать
потребность в нем;
повысить общую сопротивляемость организма и его тонус;
улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;
развивать речевое дыхание и тренировать произнесение текста;
учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно;
формировать умение делать плавный и длительный выдох;
развивать и укреплять артикуляционный и голосовой аппараты у детей.
Слайд 5Противоречия
•Выбор темы обусловлен сложившимися противоречиями между все более усиливающейся публикацией о
значении дыхательной гимнастики и недостаточностью уделения внимания этой проблеме с использованием многообразного подручного материала.
•В настоящее время не теряет свою актуальность вопрос о раннем развитии детей. Издано большое количество литературы, но практического материала для работы с детьми раннего возраста недостаточно.
•Один из путей разрешения этого противоречия, на мой взгляд, заключается в многообразной практике и различных методах развития речевого дыхания.
Слайд 6Методология
Методологической основой исследования являются положения программы А.Н. Стрельниковой «Лечебная и речевая
дыхательная гимнастика» (адаптированная для детей дошкольного возраста) с использованием различных методик дыхательной гимнастики, разработанных для детей дошкольного возраста и опирающихся на оптимальное артикуляционное развитие и занятия с язычком.
Слайд 7Принципы
Принцип наглядности.
Принцип поэтапности (он заключается в том, что смена частей занятий
обусловлена постепенностью освоения какого-либо навыка, умения).
Принцип цикличности (обусловлен этапностью обучения; доказано, что наибольшая активность в течении одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах).
Принцип вариативности (осуществляется при повторении программного материала на других занятиях).
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей (контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений).
Принцип природосообразности (умение принимать ребенка таким, какой он есть; доверие к нему и укрепление его внутренних сил).
Принцип целостностного подхода (понимание биологического, психологического, социального и духовного сознания ребенка в неразрывном единстве).
Слайд 8Основной вопрос проекта
Как с помощью мероприятий, образующих систему работы с детьми
по лечебной и речевой дыхательной гимнастике, оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка и усовершенствовать его речь?
Слайд 9Проблема
Проблема по разработке системы мероприятий с детьми по оздоровлению с использованием
лечебной и речевой дыхательной гимнастике не рассматривалась и не решалась в практике нашей группы ранее
Слайд 10Рефлексия
Работа над проектом проходила в непринужденной обстановке игровой формы: детально рассматривались
иллюстрации, малыши показывали, как дует сильный ветер, меняя при этом темп выдыхаемого воздуха, наблюдали явления природы и природные объекты.
Для дальнейшей работы по данной теме я считаю необходимым познакомить детей с другими видами гимнастик, в которых происходит сочетание дыхательных упражнений с соответствующими движениями рук, ног и других частей тела.
При реализации моего проекта я столкнулась с определенными трудностями. Сначала у детей не получалось чередование разных по силе выдохов в связи с тем, что мышцы языка были очень слабо развитыми, а также трудно шли артикуляционные занятия (особенно пощелкивание язычком). Я думала, что дыхание и подвижность языка у моих воспитанников развиты относительно хорошо, потому что они неплохо говорили.
Поначалу родители не восприняли проект всерьез, но потом охотно стали обсуждать его и брать домашнее задание, радовались успехам своих детей и с нескрываемой гордостью демонстрировали мне свои успехи. Также родители выразили желание ознакомить детей с другими формами гимнастик, отмечая при этом, что дети стали меньше болеть.
Слайд 11Значимость работы
Значимость работы определяется разработкой и реализацией системы, оказывающей общеукрепляющее воздействие
на детский организм посредством применения нетрадиционных техник лечебной и речевой дыхательной гимнастики, артикуляционных занятий и упражнений, которые позволяют активизировать речь детей и снизить легочные заболевания.
Слайд 12Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществлялся в рамках муниципального дошкольного учреждения
№ 24 «Светлячок» с детьми раннего возраста в специально организованной предметной среде для продуктивной деятельности педагога с воспитанниками при тесном сотрудничестве с родителями детей, участвующих в проекте.
Слайд 13Участники проекта
► Дети раннего возраста группы № 3.
► Воспитатель.
► Родители воспитанников.
►
Музыкальный руководитель.
Длительность проекта –4 месяца.
Слайд 14Методы исследования
Наблюдения.
Беседы с детьми.
Анкетирование.
Консультация для родителей.
Диагностическая методика.
Планирование.
Рассматривание различных предметов, объектов живой
и неживой природы.
Теоретические методы (изучение литературы по данной теме).
Слайд 15Ход исследования
Рассматривание игрушек, картинок, природных явлений.
Беседы с детьми по увиденному.
Индивидуальная
работа по дыхательной и артикуляционным гимнастикам.
Занятие с небольшой группой детей (2-4 ребенка).
Работа по теме проекта со всей группой.
Интеграция отдельных элементов дыхательной и артикуляционной гимнастик во все виды деятельности.
Слайд 16Этапы и сроки реализации проекта
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП-сентябрь
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП-октябрь-ноябрь
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП-декабрь
Слайд 18Экспериментально-аналитический этап
Слайд 20Диагностическая карта
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки имеют
полностью
Слайд 21Артикуляционная гимнастика
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки имеют
полностью
Слайд 22Артикуляционная гимнастика
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки имеют
полностью
Слайд 23Дыхательная гимнастика
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки
имеют полностью
Слайд 24Гимнастика после сна (дыхательная)
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲-
навыки имеют полностью
Слайд 25Гимнастика после сна (дыхательная)
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲-
навыки имеют полностью
Слайд 26Речь детей
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки имеют
полностью
Слайд 27Речь детей
Условные обозначения:
▼- навыки имеют не полностью
▲- навыки имеют
полностью
Слайд 28Результаты исследования
При овладении речевой дыхательной гимнастикой, артикуляционными упражнениями и заданиями усовершенствовалась
и обогатилась речь детей в связи с активацией словаря при общении со сверстниками и педагогами, пополнился словарь понимаемой речи, речь стала более плавной и разборчивой, дети же стали увереннее в себе и своих силах.
Многообразие и широкий спектр занятий и упражнений по лечебной и речевой дыхательной гимнастике позволило улучшить вентиляцию легких, что привело к сокращению легочных заболеваний в группе и общеукрепляющему воздействию на детский организм.
Слайд 29Выводы
Цель достигнута
Проект эффективен
Проект эффективен
Деятельность имеет практическую значимость
Слайд 30Список использованной литературы
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.
В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.– 256с.
2. Володина Н.В. «Примерный режим дня в дошкольном учреждении// Педагогика» 2007, № 3;
3. Грибовская А. А. «Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий». Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с
4. Запорожец Л.В. «Избранные психологические труды: ВГТ». - М., 1999;
5. Комарова Т. «Управление дошкольным образованием». М., 2006;
6. Мухина В.С. «Детская психология». - М.: Просвещение, 2005.
7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Психология социальной одаренности» Москва, Линка– пресс 2009.– 272с.
8. Шустов А.И. «Справочник по дошкольному воспитанию». М., 1998;
9. А.Е.Баханьков, И.М.Гайдукевич. «Толковый словарь русского языка». М., 2000;
10. Чувашев И. «Очерки по истории дошкольного воспитания в России». М., 2001.