Слайд 1Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр,
реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Слайд 2В педагогике существует несколько видов дидактических игр:
Все дидактические игры можно
разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры
Слайд 3В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода,
орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Слайд 4Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».
Слайд 5Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах
живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).
Слайд 6Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки)
позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами
Слайд 7В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены
цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.
Слайд 8Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять
и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Слайд 9Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит
парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока).
Слайд 10Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины
одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
Слайд 11Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на
которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения
Слайд 12Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в
мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Слайд 13Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о
предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.