Презентация, доклад на тему Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей

Содержание

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует

Слайд 1

Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста

Подготовила воспитатель
Литвин С.Ф.

Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольноговозрастаПодготовила воспитатель Литвин С.Ф.

Слайд 2





Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы,

осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т.д.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Например можно задействовать сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять,

Слайд 3
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего

обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
 
 
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую

Слайд 4
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
- игры для

развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
- игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять информацию о природе.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства

Слайд 6

В процессе экологического воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.

В процессе экологического воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:– предметные;– настольно-печатные;– словесные.

Слайд 7
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки,

семена, камешки, сухие плоды, цветы и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается?, «Воздух, земля, вода» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки, сухие плоды, цветы и

Слайд 8
Предметные игры
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания

детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.

«Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Мешочек.
Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Предметные игрыИгра с мячом «Воздух, земля, вода» Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое

Слайд 9
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием

являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за зверь?», «Закончи мое предложение», «Нужно-не нужно» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся

Слайд 10
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок

(«Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы»

Слайд 11
Игра «Кто, чем питается?»
Цель: познакомить, чем
питаются некоторые виды
животных, развивать


внимание, память,
логическое мышление,
мелкую моторику рук.
Игра «Кто, чем питается?»Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику

Слайд 12
Игра «Чей хвост?»
Цель: развитие
познавательного интереса,
закрепление знаний о
животных, развивать
память, внимание,
мышление

и мелкую
моторику.

Игра «Чей хвост?»Цель: развитие познавательного интереса,закрепление знаний оживотных, развивать память, внимание,мышление и мелкую моторику.

Слайд 13
Игра «Место обитания животных»
Цель: формировать умение соотносить изображение
животных с

его местом обитания,
правильно называя животное.
Игра «Место обитания животных» Цель: формировать умение соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Слайд 14
Игра «Чей след?»
Цель: расширение и закрепление
знаний о животных

Игра «Чей след?»Цель: расширение и закреплениезнаний о  животных

Слайд 15



Игра «Лото»
Цель: расширение и закрепление знаний

о растениях

Игра «Лото»  Цель: расширение и закрепление знаний о растениях

Слайд 16
Животные и их детеныши

Животные и их детеныши

Слайд 17
Особенностью дидактических игр
экологического содержания является то, что они не дают

детям рецепт поведения в готовом мире, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно.
Нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом мире,

Слайд 18
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть