Слайд 1РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
Подготовили воспитатели:
Петрова С.Г.,
Горячева В.В.
Слайд 2Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и
правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Слайд 3На протяжении 4-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения.
Ребёнок
хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает.
Быстро растёт словарь, он достигает 1200 слов
Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?).
Употребляет предлоги -- за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул)
Ребёнок 4 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять»
Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказ.
Ребёнок использует суффиксальное словообразование: кошка - кошечка; заяц - зайчик, и т.д.
Слайд 4Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д.
Согласовываются
правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик
правильно употребляются падежные окончания
Дети хорошо рассказывают или пересказывают.
Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ).
Слайд 5 Cделайте общение занимательным!
Очень важно, проводя
развивающую работу с детьми 4 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.
Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком и в творческих играх.
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по городу и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Слайд 7Говорим по-разному
Попробуйте один и тот
же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Слайд 8 Погуляли- помечтали
Каждый день
вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Слайд 9Всегда под рукой
Всем
родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Слайд 10 Лучший друг
Если
вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Слайд 11Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Слайд 12
Чем закончилось?
Одним из способов
развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Слайд 13 Не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения.
Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.
Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани
внешнего и внутреннего мира, формирует его
личность.