Слайд 1Упражнения по формированию полноценного чтения
(материал для речевых разминок)
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ
№ 42»
Аетова Надежда Васильевна
Слайд 2Правила работы по таблице Шульте
Как можно быстрее назови все числа (буквы),
указывая их карандашом.
Старайся запомнить сразу расположение двух-трёх чисел (букв) следующих друг за другом.
Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят её целиком.
Слайд 3Памятка чтения «Про себя»
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай
как можно быстрее, читая «про себя» слова текста.
Ответь на вопросы текста.
Слайд 4Упражнения, направленные на развитие дикции.
Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да -
из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.
Слайд 5Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арча
Арта –
арда арча – аржа
Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Слайд 6Читай слова четко и быстро.
гАз – гОд – гОл – гУл
– гУсь
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР
вес – весь – весть – вещь
Отчетливо произноси слоги: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА
Слайд 7Работа с чистоговорками:
Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
Прочитай чистоговорку,
четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Слайд 8Чистоговорки
Ва-ва-ва- в лесу выросла трава,
Ве-ве-ве- сидит Вова на траве.
Са-са-са- у меня
лиса,
Су-су-су- даю Саше я лису.
Са-са-са- у кого лиса?
Са-са-са- прилетела оса.
Су-су-су- мы прогоним осу.
Слайд 9Чистоговорки
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- у мальчика ведро.
Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры- подарили нам
шары.
Ре-ре-ре- стоит дом на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Ра-ра-ра- у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.
Слайд 10Чистоговорки
Ар-ар-ар- кипит наш самовар.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
Ра-ра-ра- у мышонка есть
нора.
Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.
Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.
Со-со-со- нам сменили колесо.
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Слайд 11Чистоговорки
Ча-ча-ча- была Таня у врача.
Ща-ща-ща- поймал Вова леща.
Ша-ша-ша- мы любим малыша.
Ша-ша-ша-
я сижу у шалаша.
Слайд 12Чистоговорки
За-за-за- приближается гроза.
Жа-жа-жа- заблестели два чижа.
Ся-ся-ся- Костя ловит карася.
Слайд 13Чистоговорки
Ща-ща-ща- Саша ходит без плаща.
Чу-чу-чу- стоять не хочу, стоять не хочу.
Ач-ач-ач-
испекли калач.
Оч-оч-оч- наступила ночь.
Чок-чок-чок- каблучок.
Слайд 14Работа со скороговорками
1. Прочитай скороговорку «про себя».
2.Прочитай медленно и чётко вслух.
3. Читай скороговорку чётко и быстро.
Слайд 15Нерифмованные:
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка
бела губа была тупа.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Ткач ткёт ткани на платье Тане.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Слайд 16Нерифмованные:
Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать-переколпаковать.
Надо колокол переколоколовать.
Слайд 17Нерифмованные:
Мамаша Ромаше дала сыворотку
из-под простокваши.
У нас на дворе- подворье.
Погода размокропогодилась.
Слайд 18Сюжетные:
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Возле леса на пригорке
стоят тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор едет к ним ещё Егор.
Слайд 19С повторами:
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про
Прокопьевича.
Слайд 20На одном звуке:
Брат Аркадий зарезал буру корову
на горах Араратских.
Слайд 21«Р» и «Л»
Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.
Слайд 22
Корили Кирилла:
"Не дразни гориллу!"
Корили гориллу:
"Не дразни Кирилла!"
То ли Боря приобрёл
Для
Толи
Рулон толя,
То ли Толя приобрёл
Для Бори
Рулон толя.
Слайд 23Звук «Р»
Георгий Георгиевич говорит
Григорию Григорьевичу
О Григории Георгиевиче,
А Григорий Григорьевич говорит
Георгию
Георгиевичу
О Георгии Григорьевиче.
Слайд 24АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Веня и Иван не виноваты.
Видите: на диване у Вани
два удава.
Внимание: в водоёме водяной.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Слайд 25АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Диван не виден.
На подводе воевода.
У Вики пуховик.
У Вовы овод.
У
водопада водопой.
Слайд 26АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
У воды удавы.
У Якова под Киевом внуки.
Увидим Вадима и
удивим.
В вагоне - Вова и Матвей,
Викентий, Витя и Авдей.
Слайд 27АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
В дневнике у Авдея - две двойки,
В дневнике у
Вадика - девять двоек.
Вадик, не подведи, -
Подведи Давыдова к подводе.
Слайд 28АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Вова водит,
А Ваня Вову доводит.
Медведь не медведка,
Медведка не медведь.
Слайд 29АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Поведём Вениамина
к медведям и пингвинам.
У Вити и Вениамина -
Витамины.
Слайд 30АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
У водопада девять Авдеев
И два Матвея.
У новенького -
Новенький дневник.
Слайд 31АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
На фото - фата.
У Федота фагот.
У феи эфа.
У Фени
фен.
Слайд 32АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
У Фимы мифы.
У финна фен и финики.
Конфеты - фее,
Конфетти
- Тимофею.
Слайд 33АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
У Фаины дельфины.
Филимон на футболе в футболке.
Кафель не кефаль,
а
кефаль не кафель.
У Фили филе,
у Фени фен.
Слайд 34Чтение слов и предложений разно великим шрифтом.
СГребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
УЧеньЕ
ВыУчИлся
Слайд 35Чтение слов и предложений разновеликим шрифтом.
ВыУчИлся
ОшиБАТься
ПОДспорЬе
УЧиЛСя чИТать дА Писать,
а ВыУЧился
петь да ПляСАть.
Не ДавшИ СлоВа-КРЕпись,
а ДАвшИ-ДеРЖисЬ.
Слайд 36Упражнения на развитие выразительного чтения
-Братцы, я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да
он не идёт.
-Ну, так сам иди.
-Да он держит меня. Ай!
Слайд 37Диалоги
-Тит, иди молотить!
-Живот болит.
-Тит, иди щи хлебать!
-А где моя большая ложка?
Слайд 38Диалоги
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Можно зашить!
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра-то?
-Один
ворот остался.
Слайд 39Упражнения на развитие речевого слуха.
1 логическое ударение.
Дети завтра пойдут в цирк?
(Ответьте
на вопрос, выделяя голосом то слово, имеющее большее значение при ответе.)
Слайд 40Прочитай выразительно примеры.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина – мать,
а за мать не жалей и жизнь отдать.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша
Жить – Родине служить.
Слайд 41Прочитай выразительно примеры.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Труд - дело
чести; будь всегда на первом месте.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту - потеряешь часы.
Слайд 42Речевая пауза- это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.
Как удивили
/ его слова/ брата!
Как удивили его слова/ брата!
Как обрадовали/ его успехи /отца!
Как обрадовали его/ успехи отца!
Слайд 43Литературные термины
Автор – писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория – иносказание,
изображение какой - нибудь, отвлеченной идеи в конкретном, отчетливом представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» стрекоза – это аллегория легкомыслия, а муравей – предусмотрительности.
Антитеза – художественное противопоставление характера образов понятий и прочее, создающее эффект резкого контраста.
Слайд 44Литературные термины
Архаизм – слова и обороты, которые употреблялись в прошлом
для обозначения каких-либо предметов, явлений или понятий, но вытесненные другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
Афиша – перечень действующих лиц в пьесе.
Баллада – небольшое стихотворение с историческим или фантастическим сюжетом.
Басня – краткий аллегорический рассказ сатирического содержания с моралью.
Слайд 45Литературные термины
Белый стих – стихотворное произведение без рифм.
Былина – жанр
русского фольклора; песнь, которая рассказывает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневековой Руси
Гипербола – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Диалог- разговор двух или боле лиц.
Завязка – начальный момент развития событий, изображенных в художественном произведении.
Слайд 46Литературные термины
Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения.
Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика- род литературных произведений, изображающий духовный мир человека, его чувства, настроение, переживания.
Слайд 47Литературные термины
Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как,
словно, будто (например, «изумрудная трава»)
Миф – предание, возникшее в глубокой древности в котором объяснялись явления природы, происхождение мира и человека с помощью художественной фантазии.
Монолог – развернутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
Слайд 48Литературные термины
Мораль – поучительный вывод в художественном произведении обычно в
басне.
Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека ,(речью, смехом, мыслями, переживаниями.
Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжение некоторого отрезка текста, Используется для ритмичности , а также для выделения особо значимых мыслей чувств, образов.
Слайд 49Литературные термины
Пролог – элемент композиции, которая предшествует развязки.
Развязка – заключительный
момент в развитии действия художественного произведения.
Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам, например, ачар – как грозный часовой
Сюжет – цепь событий, которая развивается в произведении.
Слайд 50Литературные термины
Тема – круг проблем жизненных явлений, на которых сосредоточил
свое внимание автор литературного произведения.
Фрагмент – отрывок, часть произведения.
Эпиграф – краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
Эпитет – художественное определение, например «Белеет пару одинокий.»
Слайд 51МБОУ « СОШ № 42»
Почетная грамота
выдана
Учени
класса
________________________________________________
За отличную работу и большой вклад в развитие навыка полноценного чтения
Выдана: ……….201 .г.