Слайд 1РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Учитель-логопед
ГБОУ Школа №1302
Лактаева М.А..
Слайд 2Речевой этикет
Речевой этикет- это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных
формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых и доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией. (Толковый словарь русского речевого этикета)
Речевой этикет- это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. (Русский язык. Энциклопедия)
Слайд 3Речевой этикет- это система правил и устойчивых формул вежливого общения (речевого
поведения).
Речевое поведение- это зеркало, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры.
Слайд 4СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
НЕРЕЧЕВЫЕ
ПОЗА
ЖЕСТЫ
МИМИКА
ВЗГЛЯД
РЕЧЕВЫЕ
РЕЧЬ
ИНТОНАЦИЯ
ТЕМП РЕЧИ
ТЕМБР ГОЛОСА
Слайд 5Речевой этикет имеет национальную специфику. В Российском обществе особую ценность представляют:
Тактичность
Предупредительность
Доброжелательность
Выдержанность
Терпимость
Слайд 6ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Слушай больше, чем говори.
Думай, прежде чем сказать.
Не перебивай.
Уважай точку зрения
собеседника.
Не лги сам и не заставляй обманывать собеседника.
Называй собеседника по имени.
Слайд 7Говори просто, честно, понятно.
Придерживайся уверенного, но дружелюбного тона.
Избегай пренебрежительного поведения по
отношению к собеседнику.
Не высмеивай собеседника.
При встрече с собеседником будь позитивно настроен.
Слайд 8ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ
Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют
взаимоотношения между педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и его коллегами.
К ним относятся: уважение к ребенку, родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения.
Слайд 9Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога:
Профессиональном имидже
Речевой
манере (вербальное поведение)
Поведении
Слайд 10Основными структурными компонентами имиджа педагога являются:
внешняя привлекательность (состояние здоровья, харизма, персональные
характеристики и индивидуальные особенности, стиль одежды, цветовая гамма, макияж, прическа);
профессионализм (уровень образования, стиль деловых отношений);
вербальные характеристики (речь и ее особенности; коммуникативные навыки; ораторские приемы, модель поведения);
невербальные характеристики: мимика, жесты, поза;
визуальная привлекательность;
стиль общения;
пространство жизнедеятельности: образ жизни, биография, семейные отношения, результаты деятельности, сформированная среда.
Слайд 11ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
Внимательно слушай своего собеседника.
Принимай других такими, какими они есть.
Старайся
понять то, о чем говорит собеседник.
Отстаивай свое мнение тактично.
Стремись учитывать интересы других.
Будь дружелюбным, тактичным и справедливым.
Слайд 12Если хочешь, чтобы тебя уважали- уважай других.
Чаще улыбайся собеседнику, особенно если
искренне ценишь его.
Шути в меру. Каждый нормальный человек способен выдержать лишь определенную долю насмешек и шуток.
Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
Извлекай уроки из допущенных в общении ошибок.
Слайд 13РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Без языка и колокол нем.
В добрый
час молвить, в худой- промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает- собирает.
На добрый привет- добрый ответ.
Учись доброму, дурное на ум не пойдет.
Доброе слово лечит, а дурное- калечит.
От учтивых слов язык не отсохнет.