Слайд 1Развиваем логическое и творческое мышление старших дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №290» городского округа Самара
Автор: педагог-психолог
Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна
Слайд 2Особенности мышления и логики у старших дошкольников
Детям 6 лет уже под
силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.
В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.
При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.
Упражнения, требующие найти общие или отличительные признаки у неоднородных предметов, способствуют не только развитию логики, но и креативности., воображению, речи, вниманию.
Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство, обобщение, классификация.
Слайд 3Упражнение «Соедините несоединяемое»: курица и столб
Пример: Курица с разбега взлетела на
столб.
Курица ослепла от яркого света и врезалась в столб.
Курица была сильная, ударила по столбу и он упал.
Столб упал прямо на курицу.
Курица любила гулять вокруг столба.
Слайд 4Упражнение «Соедините несоединяемое»: медуза и наушники
Пример: Медуза гонялась за наушниками.
Наушники свалились
в море прямо на медузу.
Медуза увидела, как медленно наушники погружались в море.
Медуза хотела стать певицей, поэтому репетировала в наушниках.
Пока наушники падали на дно, медуза на них покаталась.
Слайд 5Упражнение «Соедините несоединяемое»: лев и Месяц
Пример: Во сне лев катался на
месяце.
Однажды лев высоко подпрыгнул и схватился за месяц.
Месяц оторвался с неба и упал на льва.
Лев зарычал так громко, что месяц свалился с неба.
Лев был таким большим, что хвостом задел месяц и тот упал на землю.
Слайд 6Упражнение «Соедините несоединяемое»: Сапоги и куст роз
Пример: Сапоги упали на куст
роз.
Куст роз вырос так быстро, что заслонил сапоги.
В сапоги насыпали землю и посадили куст роз.
Куст роз стал виться на сапоги.
Сапоги стали на жаре трескаться и куст розы заслонил их своей листвой.
Слайд 7Упражнение «Соедините несоединяемое»: Ромашка и Кувшин молока
Пример: Ромашка была белоснежной, потому
что каждое утро выпивала кувшин молока.
Кувшин опрокинулся и обрызгал ромашку молоком.
Ромашка клонилась к кувшину молока, чтобы смыть пыль с лепестков.
В жару ромашка закрывала кувшин , чтобы молоко не закисло.
Ромашка упала в кувшин молока.
Слайд 8Упражнение «Поиск общего»: тарелка и лодка
Пример: Тарелка и лодка имеют углубление.
В
лодку и тарелку можно налить жидкость.
Лодка и тарелка - изобретения человека.
Лодка и тарелка может держаться на воде.
Лодка и тарелка похожи на геометрические фигуры.
Слайд 9Упражнение «Поиск общего»: солнце и картофель
Пример: Солнце круглое и картофель может
быть круглой формы.
Солнце и картофель может быть желтого цвета.
На солнце есть темные пятна, у картофеля - темные точки.
У солнца - лучи, а у картофеля – ростки.
И солнце, и картофель занимают важное место в жизни человека.
Слайд 10Упражнение «Поиск общего»: котенок и плед
Пример: Котенок теплый и плед сохраняет
тепло.
Котенок и плед пушистый.
Котенок и плед мягкий.
И котенок, и плед приносит человеку удовольствие.
Плед можно связать из кошачьей шерсти.
Слайд 11Упражнение «Поиск общего»: Огонь и тигр
Пример: Огонь оранжевый и у тигра
есть рыжий окрас.
Огонь и тигр опасны для человека.
Тигр ходит по земле и огонь стелется по земле.
Тигр может залезть на дерево и огонь поглощает деревья.
Тигр красивый и огонь завораживающий.
Слайд 12Упражнение «Поиск общего»: дерево и дом
Пример: В доме живут люди, на
дереве могут жить птицы или животные.
Дерево растет в земле, дом строят на земле.
Дерево высокое и дом может быть высотным.
Дом может быть построен из дерева.
У дерева много веток, в доме много комнат.
Слайд 13Упражнение «Поиск различий»: лебедь и собака
Пример: Лебедь – птица, собака -
животное.
Лебедь – дикая птица, собака – домашнее животное.
У лебедя длинная шея, у собаки – короткая.
У лебедя – перья, у собаки – шерсть.
У лебедя – 2 лапы, у собаки – 4…
Слайд 14Упражнение «Поиск различий»: павлин и колье
Пример: Павлин – птица, колье –
ювелирное украшение.
Павлин – живое существо, колье – создано руками человека.
Павлин красивый от природы, колье создается ювелиром.
У павлина перья, у колье камни.
У павлина хвост может складываться, колье не меняет своей формы.
Слайд 15Упражнение «Поиск различий»: коса
Пример: Коса из волос, коса из металла и
дерева.
Коса – сельскохозяйственное орудие и коса – прическа из волос.
Косу плетут из волос, косу затачивают.
Коса из волос гибкая, коса не меняет своей формы.
Коса из волос не несет опасности, коса – острая.
Слайд 16Упражнение «Поиск различий»: замок
Пример: Замок – строение, жилище и замок устройство
для запирания дверей.
Замок стоит на земле, замок висит на двери.
Замок огромный, замок – маленький.
Замок из камня, замок из металла.
Замок фамильный, замок кодовый.
Слайд 17Упражнение «Поиск различий»: лук
Пример: Лук – оружие, лук – растение.
Из лука
стреляют, лук готовят в пищу.
Лук изгибают для оружия, лук сажают в землю.
Лук опасен для жизни человека, лук полезен для иммунитета.
Лук изогнутой формы, лук – круглый.