Слайд 1
«Развитие социальных навыков у детей с тяжелыми нарушениям речи с помощью
социально – коммуникативного тренинга в совместной образовательной деятельности
учителя – логопеда и педагога – психолога»
педагог – психолог: Силаева А.А.
учитель – логопед: Ящук Н.В.
Слайд 2Речевые особенности детей с ТНР
Слайд 3Особенности коммуникативного развития детей с ТНР
Коммуникативные навыки отстают в среднем на
1,5 – 2 года;
Невербальные средства коммуникации преобладают над вербальными;
Снижена потребность в общении, незаинтересованность в контакте;
Неумение ориентироваться в ситуации общения;
Эгоцентричность общения.
Слайд 4Особенности познавательного развития детей с ТНР
Недостаточность базового восприятия (слухового, зрительного, тактильного)
Недоразвитие
временных и пространственных представлений.
Нарушение памяти (зрительной, слуховой, тактильной)
Нарушения внимания
Специфические особенности мышления
Недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
Слайд 5Особенности эмоционального, личностного и волевого развития детей с ТНР
В зависимости от
степени нарушения у таких детей могут наблюдаться следующие качества личности:
застенчивость, нерешительность, пугливость, замкнутость, заторможенность;
избегание трудностей, плохое приспособление к изменению обстановки;
негативизм или речевой негативизм, уход от общения, чувство неполноценности;
склонность к раздражительности, двигательное беспокойство, частое проявление грубости, различной степени агрессии, непослушание.
Слайд 7Сравнение игровой деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ТНР
Слайд 8Сравнение игровой деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ТНР
Слайд 9Сравнение игровой деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ТНР
Слайд 10Факторы, влияющие на игровую деятельность детей с нарушением речи
Детско-родительские отношения
Отношение с
коллективом сверстников
Отношения с взрослыми (соседи, педагоги, …)
Игровая среда
Речевое развитие
Уровень интеллектуального развития
Личностные и характерологические особенности
Физические возможности
Адаптационные механизмы
Внешние факторы
Внутренние факторы
Слайд 11 Социально-коммуникативный тренинг – это психологическое воздействие, основанное на
активных методах групповой работы.
СКТ– это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития коммуникативных навыков и развитие личности в целом, совершенствуются игровые умения, через межличностное взаимодействие детей и взрослых.
Слайд 12Задачи
социально – коммуникативного тренинга
1. Коррекционно – образовательные
2. Коррекционно – развивающие
3. Коррекционно
– воспитательные
4. Здоровьесберегающие
Слайд 14Особенности организации и проведения СКТ
Сработанность специалистов (тандем)
Уход от дидактики как таковой,
ориентировка на естественность
Организация занятия как «игры – жизни между микрогруппами детей»
Роль педагога – это не роль судьи, а роль помощника и советчика
Ориентировка на личный жизненный опыт детей
Работа в микрогруппах
Знание детской субкультуры
Минимизация игрового оборудования
Слайд 15Роль педагога. Особенности взаимодействия с детьми.
Недирективное руководство процессом.
Педагог не
должен быть безоговорочным лидером, он только организатор интересной деятельности, помощник и советчик;
Позиция «на равных»(увлеченность педагога и желание разделять с детьми и деятельность, и их эмоциональный настрой);
Самостоятельность детей должна расти от занятия к занятию;
«Развивающее общение» в процессе тренинга.
Слайд 16Структура социально-коммуникативного тренинга
Приветствие.
Введение в тему.
Моделирование игровой ситуации.
Продуктивная деятельность (не
всегда)
Рефлексивный круг.
Прощание.
Слайд 17Игры на приветствие и игры - активаторы.
Задачи:
Активизация детей на участие
в совместной работе, помощь тревожным детям, детям с трудностями переключения внимания включения в работу;
Создание спокойной, доброжелательной атмосферы;
Развитие коммуникативных навыков (доброжелательности, эмпатии, сочувствия и пр.), навыков межличностного общения (на вербальном и невербальном уровне);
Развитие групповой сплоченности;
Формирование чувства доверия к группе, обучение выражать дружеские чувства друг к другу.
Слайд 19Введение в тему
Проводится в рамках лексической темы.
Данный этап работы направлен на
обогащение и расширение словаря, развитие слухового внимания, развитие связанной речи, грамматического строя речи, учить отвечать и задавать вопросы, закреплять навыки правильного произношения;
Задачи:
Актуализация приобретенного опыта полученного в условиях НОД
Обсуждение проблемных ситуаций
Подведение к игровой ситуации (мостик)
Слайд 20Построение игровой ситуации.
Игровая ситуация строится с учетом:
лексической темы недели;
необходимых
в закреплении социальных и коммуникативных навыков;
интересов детей;
возможностей и игрового опыта (навыков и умений детей)
Слайд 21Этапы игровой ситуации
Игровая ситуация содержит
несколько этапов:
Организация игрового
пространства
Игровой
замысел
(что будет происходить)
Распределение ролей, вхождение в роль
Разыгрывание
Деролинг
Игровая ситуация и речевой практика неразрывны.
Слайд 27Рефлексивный круг
Задачи рефлексивного круга:
стимулировать развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру;
научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;
обогащать собственный опыт ребенка;
научить понимать и уважать другие точки зрения;
учить слушать и слышать других;
сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;
учить планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам;
сформировать умение разрешать конфликты с позиции ненасилия;
развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию;
сформировать позитивное отношение к себе и сверстникам.
Слайд 30«Подводные камни» СКТ.
«Перетягивание одеяла» каждым специалистом на себя;
Выход из позиции помощника
в позицию лидера и руководителя;
Дидактизация игрового процесса;
Игровые объединения детей должны быть не более 3-4 человек;
Насыщенность занятия игровым оборудованием.
Быть готовым к своим промахам;
Отказ от деятельности – это подсказки, подаренные детьми.