Слайд 1Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
Горбань Л. С. Осьмерыжская ООШ
воспитатель м/ц
Слайд 2«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им» Г. Гегель
Слайд 3
Актуальность проблемы речевого развития
Растет количеств детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Актуальность проекта состоит в том, что театральная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развивает эмоционально-волевую сферу. А театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития личности
Слайд 4Гипотеза:
развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее,
если:
1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;
2) создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
3)учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Слайд 5Цель:
изучить проблему развития речи у старших дошкольников в процессе театрализованной
деятельности.
Слайд 6
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
2) рассмотреть возможности театрализованной деятельности
по развитию речи у старших дошкольников;
3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность;
4) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованных игр.
Слайд 7
Театр - как средство развития выразительности речи детей.
Театральные игры и
спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Слайд 8
Для проведения игр необходимы определенные требования:
1. знание литературного текста;
2. правильный отбор
художественного произведения небольшого по объему;
3. должны быть действия;
4. должен быть диалог и монолог;
5. доступность понимания детьми;
6. произведение должно быть ценно в воспитательном отношении;
8. наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Слайд 9
Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:
чтение произведения;
беседа по содержания произведения, здесь
надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние;
рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий;
игры – имитации мимики, жестов;
работа над текстом;
инсценирование (игра-драматизация).
Слайд 10
Особенности развития речи старших дошкольников:
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Лексическая сторона речи.
Связная
речь (является показателем речевого развития ребенка).
Слайд 11
Особенности развития речи у старших дошкольников.
Переход в старшую и особенно в
подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Слайд 12
Технология «ТРИЗ»
1. дает наиболее позитивные результаты в речевом развитии. Система ТРИЗ
– педагогика
2. развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по
3. подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях.
Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка.
Слайд 13
Методы
1. метод фокальных объектов
2. Морфологический анализ
3. Мозговой штурм
4. Синектика
5. Оператор РВС
6.
Системный оператор и др.
7. Метод творческих заданий
8. Моделирование сказок и др.
Слайд 14
В числе наиболее эффективных игр по технологии ТРИЗ для развития речи
можно выделить:
«Сенсорный ящик»
«Кольца Луллия»
«Да-нет»
«Системный оператор»
«Волшебные домики»
Слайд 15
Методика М. Монтессори
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка
к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
Индивидуальная программа обучения;
Максимальная свобода ребенка;
Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Слайд 16
В числе наиболее эффективных материалов, развивающих речь по Монтессори, можно выделить:
–
несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),
– карточки с рельефными и шершавыми буквами,
– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.
Слайд 17
План действий проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1 этап: Подготовка
к проекту.
Задачи:
Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Мероприятия:
Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта.
Формулирование проблемы, постановка цели проекта. Разработка перспективного плана организации мероприятий, оказывающих положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театральной деятельности;
Планирование деятельности.
Подбор информационных источников для реализации проекта.
Слайд 18
2 этап. Реализация проекта.
Задачи:
Развитие монологической речи посредством различных видов театра
( кукольный,
игры- драматизации, игры-имитации);
Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров;
Проведение предварительных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;
Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления;
Создание презентации по теме проекта.
Чтение художественной литературы («Кукушка» — немецкая сказка;» «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка» Ш. Перро; «Три поросенка»- сказка в переводе С.Я. Маршака и др).
Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики.
Знакомство детей с искусством театра, его историей и видами.
Изготовление атрибутов, костюмов .
Изготовление различных видов театра.
Консультация для родителей «Развитие речи детей в театральной деятельности».
Разыгрывание разнообразных песен, стихов и сценок (
«Медведь»- по стихотворению Г. Виеру, «На праздник»; этюды: «В лесу», «Кот Васька», «Медвежата» и др.)
Слайд 19
Заключительный этап.
Подведение итогов Беседы с детьми;
2 Отчет в виде газеты или
фотовыставки для родителей; презентация проекта
3. Создание альбома «Мы артисты»;
4. Показ спектакля для детей младшего возраста с участием родителей и детей.
5. «Круглый стол» для педагогов «Развитие речи детей через театральную деятельность»
Слайд 20
Формы работы с педагогами и родителями:
-наблюдение за поведением детей в игровой
деятельности;
-психодиагностические (анкетирование, опрос);
-обработка и анализ данных диагностики;
Слайд 21
Формы работы с детьми:
игра-театрализация, театрализованные представления;
беседы с родителями, консультирование;
организация спектаклей;
индивидуальные творческие задания;
сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
беседы - диалоги;
изготовление атрибутов и пособий к разным видам
театральной деятельности;
чтение литературы;
тематических материалов для знакомства детей с театром.
Слайд 22
Методическое обеспечение проекта:
Подготовка кадров
Предметно-развивающая среда
Изучение литературы
Составление перспективного плана
Ожидаемый результат для
педагогов, родителей и для детей
Консультации для воспитателей и родителей.
Слайд 23
Дидактическое обеспечение проекта:
1. Различные виды театра;
2. Настольно-печатные игры для развития речи;
3. Изобразительные материалы;
4. Атрибуты, костюмы;
5. Видеоматериалы
спектаклей, подборка ДВД-дисков с экранизацией стихов, рассказов, сказок;
Слайд 24
Ожидаемый результат
Для педагогов и родителей:
будет разработана программа развития речи детей
через театральную деятельность;
будет создана предметно-развивающая среда;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Слайд 25
Для детей:
обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор,
повысится познавательный интерес;
у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки, повысится темп развития речи в целом, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность;
раскроется творческий потенциал детей;
Слайд 26
Рекомендации:
1.При выборе образовательной технологии учитывать обеспечение необходимой материальной базой.
2.Выбирать технологию для
работы с детьми с учетом их особенностей развития и развития речевого уровня детей.
3. Создать программно – методическое обеспечение вариативности воспитательно – образовательного процесса.
4. Совершенствовать свое педагогическое мастерство.
5. Поддержание партнерских отношении с родителями.
6. Соблюдение системности в работе с образовательными технологиями.
7. Использование всей технологии в целом, а не отдельных приемов и методов.
Слайд 27
Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность
– это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.