Презентация, доклад на тему Развитие речи младших школьников

Содержание

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Цель проекта –выявить эффективные методы по развитию связной письменной

Слайд 1
Подготовила: Смирнова С.П.
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ «Селковская ООШ»
2016 год
Практико-ориентированный

проект
Тема: «Развитие речи младших школьников»
Подготовила: Смирнова С.П. Учитель начальных классовI квалификационной категорииМБОУ «Селковская ООШ»2016 годПрактико-ориентированный проектТема: «Развитие речи младших

Слайд 2Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Цель проекта –выявить эффективные методы по развитию связной письменной речи младших школьников.
Задачи проекта:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития письменной речи.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации развития связной письменной речи младших школьников.
Показать эффективность словесного творчества при развитии письменной речи учащихся начальной школы.
Развивать образное мышление, познавательные и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.   Вот почему так важно создавать

Слайд 3Гипотеза:
Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих

условий:
осуществления на уроках словесного творчества;
создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
систематического сочинения сказок и сказочных историй.
Гипотеза: Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:осуществления на уроках словесного творчества;создания

Слайд 4Усвоение речи ребёнком зависит:
От натренированности мускулатуры его органов речи;
От понимания ребёнком

лексических и грамматических значений языковых единиц;
От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;
От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи, творческой системы ребёнка.
Требования к уровню развития речи учащихся:
Содержательность
Логичность
Точность
Выразительность
Ясность
Правильность


Усвоение речи ребёнком зависит:От натренированности мускулатуры его органов речи;От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;От

Слайд 5Направления в развитии речи:
Работа над словом (лексический уровень)
Работа над словосочетанием и

предложением(синтаксический уровень)
Работа над связной речью (уровень текста)
Слово – основная значащая единица языка.
Словарная работа включает в себя 4 направления:
обогащение словаря;
уточнение словаря;
активизация словаря;
устранение нелитературных слов.
Источники обогащения словаря
Речевая среда (в семье, среди друзей; книги, газеты, радио, телевидение),
учебная работа в школе (учебники, речь учителя),
словари, справочники.



Направления в развитии речи:Работа над словом (лексический уровень)Работа над словосочетанием и предложением(синтаксический уровень)Работа над связной речью (уровень

Слайд 6Работа над словосочетанием
Выделение словосочетаний из предложения;
Установление связей между словами с помощью

вопросов;
Составление самостоятельных словосочетаний.
Предложение
Упражнения с предложениями я делю на 3 группы:
Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей.
Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций.

Работа над словосочетаниемВыделение словосочетаний из предложения;Установление связей между словами с помощью вопросов;Составление самостоятельных словосочетаний.ПредложениеУпражнения с предложениями я

Слайд 7Виды школьных текстовых упражнений:
Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий

к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.
Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения.
Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета.
Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы личных дневников.
Различные виды драматизации.
Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией.
Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п.
Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.

Виды школьных текстовых упражнений:Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный,

Слайд 8Развитие речи через малые жанры
Загадки
Сказки
Пословицы
Скороговорки
Считалки
Игры

Развитие речи через малые жанрыЗагадки СказкиПословицыСкороговоркиСчиталкиИгры

Слайд 9СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Цели: развитие речи;

творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.

1. Продолжи сказку: «Жили-были…»
2. Угадай, кто я?
3. Инсценировка.
4. Угадай сказку.
5. Растеряшка.
6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.
Докажи характер героя примерами из сказок.
Опиши героя.
Придумай конец сказки.
Придумай кроссворд к сказке.

СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной

Слайд 10ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в

форме вопроса» Чичеров В.И.

Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.

1. Для выделения нового или изученного звука.
2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).
3. Сочиняем загадку.
4. Отгадай кроссворд (из загадок).
5. Нарисуй отгадку.
6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.
7.Звуковой анализ отгадок.

ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса»

Слайд 11ПОСЛОВИЦА «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».
Цели: знакомство с пословицами, их

ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.

1. Вместо точек вставь название животных.
2. Доскажи пословицу.
3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).
4. Соотнести пословицу и картинку.
5. Составить пословицу.
6. Игра «Пословичная лента».

ПОСЛОВИЦА «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать

Слайд 12СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков,

которые затрудняют быстрое произнесение слов».

Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.

1. Работа над артикуляцией.
2. Письмо по памяти.
3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов».Цели:

Слайд 13ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский

1. «Кто это сказал?»
2. «Продолжи стихотворение или рассказ».
3. «Кто мы?»
4. Игра «Умники и умницы».
5. Викторины по сказкам.
6. «Игра «Знатоки русского языка».

ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий

Слайд 14«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал

развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен

Слайд 15Уровни развития речи:
произносительный уровень


лексический уровень
грамматический уровень
уровень текста

Уровни развития речи:произносительный   уровень

Слайд 16Задачи:
Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг,

слушание радио);
Обеспечить создание речевых ситуаций;
Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
Формирование умения работать над текстом художественного произведения;
Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений;
Формирование навыков связной речи (устной и письменной);
Воспитание интереса и уважительного отношения к слову;
Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Задачи:Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);Обеспечить создание речевых ситуаций;Обеспечить правильное

Слайд 17Основные умения связной речи, которыми овладеют учащиеся:
Умеют понимать, осмысливать тему; умеют

писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывают тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
Умеют собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализуют замысел, и отбрасывают второстепенное.
Умеют спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составляют план, записывают его, располагают накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, строят свой рассказ, своё изложение или сочинение.
Готовят языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверяют правописание трудных слов.
Составляют весь текст – правильно распределяют время для сочинения, сосредоточиваются и не пропускают чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывают свою мысль, строят предложения и связывают их между собой, следят за орфографией и пунктуацией, записывают текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
Умеют совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Основные умения связной речи, которыми овладеют учащиеся:Умеют понимать, осмысливать тему; умеют писать на тему, не выходя за

Слайд 18Источники:
Смирнова О. П. Текст как дидактическая единица русского языка и развития

речи учащихся // Начальная школа. – 2007. - № 6.
Смирнова О. И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2009. - № 1.
Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, I класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002.
Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, II класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002, 2003.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/04/prezentatsiya-razvitie-rechi-mladshikh-shkolnikov
http://www.myshared.ru/slide/81001/

Источники:Смирнова О. П. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся // Начальная школа. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть