Слайд 1Развитие речи младших школьников
Введение
Особенности развития речи младших школьников.
Приёмы развития
речи и мышления младших школьников.
Вывод
Слайд 2Введение
Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования
на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС.
назад
Слайд 3Особенности развития речи младших школьников
В основе курса «русский язык» в начальной
школе взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной, целенаправленной, творческой деятельностью ребенка. Любое высказывание ученика должно быть грамотно оформлено и подчинено правилам русского языка!
назад
Слайд 4Приёмы развития речи и мышления младших школьников
Подбор родовых понятий
Назвать причины событий
Назвать
следствия событий
Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности»
Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях
Назвать одним словом группы слов
По образцу найти нужное слово
Сказать одним словом
Составить новое слово из данных
Составление предложений
Подбор противоположных понятий
Назвать целое по данной части
математика
назад
Слайд 5Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука – … ,
липа – … , ромашка картофель – … , грач – … . глаз – … .осень – … , оса – … , вилка –…. деление – … , метр – … , серебро –…, озеро – … , скрипка –… .
назад
Слайд 6Назови вероятные причины следующих событий:
насморк – …
синяк – …
авария – … ошибка – …
наказание – … наводнение –
опоздание – … драка – …
назад
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –… праздник – …
сражение – … молния – …
осень – … опасность – …
переедание – … болезнь – …
назад
Слайд 8К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль –
…
вторник – …
первый – …
вечер – …
назад
Слайд 9К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных
отношениях:
ложка – …(серебряная, есть)
бумага – …(белая, писать)
врач – … (детский, лечить)
калькулятор – …(электронный, считать)
библиотека – … (городская, книги)
назад
Слайд 10Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки,
платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
назад
Слайд 11Подбери нужное слово:
кровать – лежать, стул - …
малина – ягода,
девять – …
человек – ребенок, собака - …
овца – стадо, буква - …
воробей – птица, окунь - …
волк – пасть, птица - …
растение – семя, птицы - …
бежать – стоять, кричать- … назад
Слайд 12Скажи одним словом:
обвести вокруг пальца – обмануть
намылить шею - …
развесить уши
- …
прикусить язык - …
бить баклуши - …
назад
Слайд 13
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз
– автор
колос, роза, вата - …
кора, лото, боксер - …
баран, рана, банка - …
назад
Слайд 14
Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик,
клен, пень
лиса, варенье, лавка
назад
Слайд 15Укажи целое, частью которого являются:
карман – …
крыло – …
плавник – … ветка – …
рукав – … ножка – …
окно – … кабина – …
лепесток – … циферблат – …
ступень – … ручка – …
назад
Слайд 16Подбери противоположные понятия:
большой – … свет –
…
радость –… храбрость – …
быстрый – … тусклый – …
день – … сладкий – …
печальный – … начало – …
длинный – … ложь – …
победа – … смерть – …
молодость – … бодрый – …
назад
Слайд 17А так же:
Сочинения
Изложения
развернутые ответы на вопросы
записи по наблюдению, ведение дневников погоды
устный
пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;
-перестройка данных текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов (как устно, так и письменно);
Слайд 18диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги
между учащимися (устно);
письменные сочинения разнообразных типов;
отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущности сочинения особых жанров;
письма;
деловые бумаги: объявления, адреса, телеграммы
Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются ученики.
Слайд 19Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не
могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы.
Слайд 20Математика
Найти закономерность, объяснить и продолжить ряд чисел (ряд фигур)
2, 4, 8,
…
1, 2, 4, 7, …
1, 3, 2, 4, 3, 5, …
Слайд 21Поиск «девятого».
Объяснить какое число, фигуру нужно подставить вместо ?
Слайд 22Составить обратные задачи.
К условию задачи выбрать подходящий вопрос.
Найти схему, соответствующую условию
задачи и объяснить, свой выбор.
Числовые выражения разделить на группы разными способами.
Найти закономерность, объяснить и продолжить ряд выражений.
Слайд 23Окружающий мир
Задания творческого характера:
Опиши развитие сельского хозяйства в будущем.
Предложи способ,
с помощью которого можно разделить смесь песка и глины.
Расскажи, как одни научные изобретения и открытия могут прокладывать путь к другим.
Как убедить курильщика, что он вредит не только себе.
Слайд 24Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная,
образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития.
С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума и речи ребенка.
назад