Слайд 1
«Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти у младших дошкольников»
Педагог-психолог МКДОУ№
4 Семёнова Н.В.
Слайд 2Слухоречевая память -это необходимый компонент познавательной деятельности лежащий в основе способностей
человека в приобретении знаний, и формировании у него умений и навыков.
Слухоречевая память - связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.
Слайд 3Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить
нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.
Слайд 4
Этапы развития слухового внимания и слухоречевой памяти
I этап - узнавание
неречевых звуков
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
III этап - различение слов, близких по звуковому составу
IV этап - дифференциация слогов
V этап - дифференциация фонем
VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализ
Слайд 5Формирование у детей в процессе работы слухоречевой памяти:
- умения внимательно слушать
и узнавать звучание различных предметов;
- направление звучания, различение звуков речи в словах;
- формирование умения отличать одни звуки от других;
- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Слайд 6Задачи стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с
задачами логопеда это:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
- закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
- закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
- развитие памяти, внимания, мышления.
Слайд 7
В работе руководствуемся общедидактическими принципами такими как:
- принципы системности и
последовательности, принцип индивидуального подхода;
- принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия;
- принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей.
Слайд 8Принцип подхода требует от воспитателя:
- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи
каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, использование этих знаний в своей работе.
- воспитатель обязательно присутствует на занятиях логопеда, делая записи, отдельные элементы логопедического занятия он включает в свою работу с детьми.
- воспитатель создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
-организует и поддерживает речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
-побуждает внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создаёт ситуацию общения;
-организует игры на развитие звуковой культуры речи;
-проводит работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
-привлекает внимание к интонационной стороне речи.
Слайд 9 Раздел познание: «Игры на развитие представлений об окружающем мире»
«Послушай, что
упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка…)
«Что я сделала» без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку.
Слайд 10
Раздел познание: « Упражнения по формированию элементарных математических представлений».
- Покажи такую
цифру или карточку с изображением нужного количества кружочков, сколько раз я хлопну в ладоши. Вначале это упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор и с постоянным ритмическим рисунком, затем – только на слух и как усложнение задания – изменение ритма хлопков;
- «Постучи как я». Детям предлагается повторить за воспитателем ритмический рисунок на слух.
- При работе над пространственными ориентировками детям даются задания:
- определить направление звука (дети называют: справа – слева, спереди – сзади);
- разместить предметы в определенном порядке (за, перед, между…). Здесь же отрабатывается понимание детьми пространственного значения предлогов.
Слайд 11Раздел художественно-эстетическое развитие:»Музыкальные занятия и работа с музыкальными инструментами в группе»
Знакомим
детей с музыкальными инструментами (металлофон, барабан, колокольчик, погремушку и т.д.), даем послушать, как они звучат.
Потом проводим игру «Что звучит?»: предлагаем «Волшебную коробочку» где дети угадываю звук инструмента, издаваемый из короба.
Слайд 12Раздел физическое развитие:
»Физкультура, проведение утренней гимнастики, зарядки после сна, динамических игр»
Детям
даются задания:
- выполнить какое-либо движение на определенный сигнал;
- сменить направление движения по звуковому сигналу;
- выполнить действия по заданному на слух количеству сигналов
Слайд 13На прогулке
Проводим с детьми
игры на закрепление узнавания звуков окружающего мира:
- «Угадай, что звучало»
- «Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира – тихо, громко, медленно, быстро…)
При проведении подвижных игр и игр малой подвижности также учитываем возможность развития слухового внимания и памяти.
Детям очень нравится играть в такие игры как:
- «Остановись по сигналу» (при выполнении каких-либо действий, услышав условный сигнал, дети должны остановиться и замереть)
- «День – ночь»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Узнай, чей голосок» и т.д.
Слайд 14В свободное время
Привлекаем внимание детей: «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит)
дождь, ветер, едет машина, летит самолет».
Просим детей произнести один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем предлагаем им воспроизвести их.
Например:
А – плачет девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
О – стонет больной
О – поет певица
О – кричит охотник в лесу
У – гудит паровоз
Слайд 15
Перечень игр на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти
Слайд 16
Игры на развитие звучащего предмета:
«Волшебная коробочка»
“Узнай предмет по издаваемому звуку”
“Угадай, что
звучит?”
“Угадай, на чем я играю?”
Слайд 17Игры на определение навыка звуко-слогового анализа и синтеза :
-«Где спрятался звук?»
– определить место заданного звука в перечне предложенных плоскостных игрушек, и повесить её на елку.
Слайд 19Игры на определение темпа какого либо действия:
“Поезд”
“Дождик – кап – кап
– кап!”
“Лошадка”
Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:
“Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?”
“Животные и их детеныши”
“Большой – маленький”
Слайд 20
С целью решения поставленных задач по данной проблеме необходимо в групповой
комнате создать развивающую микросреду.