Презентация, доклад на тему Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти у младших дошкольников

Содержание

Слухоречевая память -это необходимый компонент познавательной деятельности лежащий в основе способностей человека в приобретении знаний, и формировании у него умений и навыков.Слухоречевая память - связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов.

Слайд 1 «Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти у младших дошкольников»






Педагог-психолог МКДОУ№

4 Семёнова Н.В.
«Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти у младших дошкольников»Педагог-психолог МКДОУ№ 4 Семёнова Н.В.

Слайд 2Слухоречевая память -это необходимый компонент познавательной деятельности лежащий в основе способностей

человека в приобретении знаний, и формировании у него умений и навыков.

Слухоречевая память - связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.

Слухоречевая память -это необходимый компонент познавательной деятельности лежащий в основе способностей человека в приобретении знаний, и формировании

Слайд 3Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить

нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо

Слайд 4 Этапы развития слухового внимания и слухоречевой памяти

I этап - узнавание

неречевых звуков
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
III этап - различение слов, близких по звуковому составу
IV этап - дифференциация слогов
V этап - дифференциация фонем
VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализ
Этапы развития слухового внимания и слухоречевой памяти I этап - узнавание неречевых звуковII этап -

Слайд 5Формирование у детей в процессе работы слухоречевой памяти:
- умения внимательно слушать

и узнавать звучание различных предметов;
- направление звучания, различение звуков речи в словах;
- формирование умения отличать одни звуки от других;
- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Формирование у детей в процессе работы слухоречевой памяти:- умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов;- направление

Слайд 6Задачи стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с

задачами логопеда это:

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
- закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
- закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
- развитие памяти, внимания, мышления.

Задачи стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда это:  - развитие

Слайд 7 В работе руководствуемся общедидактическими принципами такими как:
- принципы системности и

последовательности, принцип индивидуального подхода;

- принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия;

- принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей.
В работе руководствуемся общедидактическими принципами такими как:  - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального

Слайд 8Принцип подхода требует от воспитателя:

- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи

каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, использование этих знаний в своей работе.
- воспитатель обязательно присутствует на занятиях логопеда, делая записи, отдельные элементы логопедического занятия он включает в свою работу с детьми.
- воспитатель создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
-организует и поддерживает речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
-побуждает внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создаёт ситуацию общения;
-организует игры на развитие звуковой культуры речи;
-проводит работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
-привлекает внимание к интонационной стороне речи.
Принцип подхода требует от воспитателя:- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального

Слайд 9 Раздел познание: «Игры на развитие представлений об окружающем мире»



«Послушай, что

упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка…)
«Что я сделала» без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку.
Раздел познание: «Игры на развитие представлений об окружающем мире»«Послушай, что упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая

Слайд 10 Раздел познание: « Упражнения по формированию элементарных математических представлений».
- Покажи такую

цифру или карточку с изображением нужного количества кружочков, сколько раз я хлопну в ладоши. Вначале это упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор и с постоянным ритмическим рисунком, затем – только на слух и как усложнение задания – изменение ритма хлопков;
- «Постучи как я». Детям предлагается повторить за воспитателем ритмический рисунок на слух.
- При работе над пространственными ориентировками детям даются задания:
- определить направление звука (дети называют: справа – слева, спереди – сзади);
- разместить предметы в определенном порядке (за, перед, между…). Здесь же отрабатывается понимание детьми пространственного значения предлогов.

Раздел познание: « Упражнения по формированию элементарных математических представлений».- Покажи такую цифру или

Слайд 11Раздел художественно-эстетическое развитие:»Музыкальные занятия и работа с музыкальными инструментами в группе»
Знакомим

детей с музыкальными инструментами (металлофон, барабан, колокольчик, погремушку и т.д.), даем послушать, как они звучат.
Потом проводим игру «Что звучит?»: предлагаем «Волшебную коробочку» где дети угадываю звук инструмента, издаваемый из короба.

Раздел художественно-эстетическое развитие:»Музыкальные занятия и работа с музыкальными инструментами в группе»Знакомим детей с музыкальными инструментами (металлофон, барабан,

Слайд 12Раздел физическое развитие: »Физкультура, проведение утренней гимнастики, зарядки после сна, динамических игр»
Детям

даются задания:
- выполнить какое-либо движение на определенный сигнал;
- сменить направление движения по звуковому сигналу;
- выполнить действия по заданному на слух количеству сигналов
Раздел физическое развитие: »Физкультура, проведение утренней гимнастики, зарядки после сна, динамических игр»Детям даются задания:- выполнить какое-либо движение

Слайд 13На прогулке

Проводим с детьми

игры на закрепление узнавания звуков окружающего мира:
- «Угадай, что звучало»
- «Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира – тихо, громко, медленно, быстро…)
При проведении подвижных игр и игр малой подвижности также учитываем возможность развития слухового внимания и памяти.
Детям очень нравится играть в такие игры как:
- «Остановись по сигналу» (при выполнении каких-либо действий, услышав условный сигнал, дети должны остановиться и замереть)
- «День – ночь»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Узнай, чей голосок» и т.д.

На прогулке        Проводим с детьми игры на закрепление узнавания звуков

Слайд 14В свободное время
Привлекаем внимание детей: «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит)

дождь, ветер, едет машина, летит самолет».
Просим детей произнести один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем предлагаем им воспроизвести их.
Например:
А – плачет девочка А – показывают горло врачу А – поет певица О – стонет больной О – поет певица О – кричит охотник в лесу У – гудит паровоз

В свободное времяПривлекаем внимание детей: «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет».Просим

Слайд 15 Перечень игр на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти

Перечень игр на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти

Слайд 16 Игры на развитие звучащего предмета: «Волшебная коробочка»
“Узнай предмет по издаваемому звуку” “Угадай, что

звучит?” “Угадай, на чем я играю?”

Игры на развитие звучащего предмета: «Волшебная коробочка» “Узнай

Слайд 17Игры на определение навыка звуко-слогового анализа и синтеза :
-«Где спрятался звук?»

– определить место заданного звука в перечне предложенных плоскостных игрушек, и повесить её на елку.

Игры на определение навыка звуко-слогового анализа и синтеза :-«Где спрятался звук?» – определить место заданного звука в

Слайд 19Игры на определение темпа какого либо действия:
“Поезд” “Дождик – кап – кап

– кап!” “Лошадка”
Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:
“Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?” “Животные и их детеныши” “Большой – маленький”

Игры на определение темпа какого либо действия:“Поезд” “Дождик – кап – кап – кап!” “Лошадка”Игры на определение

Слайд 20 С целью решения поставленных задач по данной проблеме необходимо в групповой

комнате создать развивающую микросреду.


С целью решения поставленных задач по данной проблеме необходимо в групповой комнате

Слайд 21
Спасибо за внимание !



Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть