Слайд 2«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Кульгешская ООШ им.Н.А.Афанасьева»
Виноградова Людмила Александровна
Слайд 3«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной
работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили.
Слайд 4 В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров
указано «развитие инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации».
Слайд 5Понятие«познавательная способность»
Познавательная способность – это
развитие широких познавательных интересов,
мотивов, любознательности и творчества.
Слайд 6Показатели познавательной активности
стабильность
прилежание
осознанность учения
творческие проявления
поведение в нестандартных
учебных
ситуациях
самостоятельность при решении учебных задач и т.д.
Слайд 7 Задача учителя, формирующего познавательный интерес:
быть внимательным к каждому
ребенку;
уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.
Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик – учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик – коллектив».
Слайд 9«Веселый счет»
Развития мышления и внимания у школьников.
Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами
от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.
Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
Слайд 10«Нелогичные» парные
ассоциации слов
В этом упражнении требуется объединить в воображении
два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.
"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".
Примерные пары для тренировки:
Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.
Слайд 11«Ключ к неизвестному»
Развитие познавательной активности,
целенаправленности мыслительного процесса.
Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Слайд 12Геометрический материал
Посмотрите на рисунок и скажите, сколько у хозяйки
цыплят. Ответ подскажет сам цыпленок.
Если кто-то из ребят затрудняется, на помощь приходят товарищи.
Слайд 13
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности
использовать на общее дело.