Слайд 1Развитие познавательных процессов у детей раннего возраста
Слайд 2Содержание
Введение
Понятие внимания
Развитие внимания
Руководство развитием внимания
Развитие речи
Особенности развития речи
Сенсорное развитие
Особенности сенсорного развития
Развитие памяти
Особенности развития памяти
Руководство развития памяти
Развитие воображения
Особенности развития воображения
Развитие мышления
Особенности развития мышления
Слайд 3Познавательные психические процессы в раннем детстве
В раннем периоде своей жизни, ребенок
сильно отличается как от предыдущего периода развития - младенчества - так и от грядущего – дошкольного возраста. Ребенок продолжает приобретать новые навыки и психические новообразования. Тем самым, развивая свои психические процессы, для того чтобы они стали основой для всей его последующей жизни.
В этой презентации будут представлены следующие виды психических процессов:
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Речь
Слайд 4Понятие внимания
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном
объекте при отвлечении от других.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
Слайд 5Развитие внимания
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной
деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Особенности развития внимания в раннем детстве:
Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок.
Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.
Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Слайд 6Руководство развитием внимания
В младенчестве присутствие взрослого, совместные действия с ним могут
поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.
Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым.
Слайд 7Развитие речи
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера
действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.
К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.
Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.
Слайд 8Особенности развития речи в раннем возрасте
Развитие речи связано не только непосредственно
с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.
Складывается обобщающая функция речи.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники.
Возникает описательная речь.
Ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.
Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим.
Формируется слушание и понимание.
Слайд 9Сенсорное развитие
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может
последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.
Слайд 10Особенности сенсорного развития
Складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а
позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам.
Возникают представления о свойствах предметов.
Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.
Развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.
Слайд 11Развитие памяти
В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие
с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их пространственного расположения.
Слайд 12Особенности памяти в раннем детстве
Обогащается содержание представлений;
Возрастает объем и прочность сохранения
материала;
Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;
Бурное развитие получает словесная память.
Слайд 13Руководство развития памяти
На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в
совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.
Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
Степени освоения соответствующих мыслительных операций;
Содержания и характера материала;
Только при его организации запоминание становится логическим;
Наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Слайд 14Развитие воображения
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.
Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведении. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции.
Слайд 15Особенности развития воображения
Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
Воображение появляется в
игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
Слайд 16Развитие мышления
В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает
их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку
Слайд 17Особенности развития мышления
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности
Освоение предметных действий
подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами
Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления
Включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий
Представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.