Презентация, доклад на тему Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровых проблемных ситуаций

Содержание

Актуальность исследованияПознавательную активность педагоги рассматривают во взаимосвязи со многими видами деятельности, например:поисковой (Н. Н. Поддъяков, Л. М. Маневцова, В. В. Щетинина);игровой (Н. Я. Шибанова, Ф. И. Янкович);изобразительной (Н. А. Ветлугина, Н. П. Саккулина);учебной (Н. У. Садыкова,

Слайд 1«Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровых

проблемных ситуаций»

Выполнила:
Любима Оксана Игоревна

Москва-2017г.

«Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровых проблемных ситуаций»Выполнила:Любима Оксана ИгоревнаМосква-2017г.

Слайд 2Актуальность исследования
Познавательную активность педагоги рассматривают во взаимосвязи со многими видами деятельности,

например:

поисковой (Н. Н. Поддъяков, Л. М. Маневцова, В. В. Щетинина);
игровой (Н. Я. Шибанова, Ф. И. Янкович);
изобразительной (Н. А. Ветлугина, Н. П. Саккулина);
учебной (Н. У. Садыкова, Г. И. Щукина);
взаимосвязь с семьей (О. Л. Зверева, Е. А. Кувалдина, Н. Г. Морозова);
общение (М. И. Лисина, Т. А. Серебрякова).
Актуальность исследованияПознавательную активность педагоги рассматривают во взаимосвязи со многими видами деятельности, например:поисковой (Н. Н. Поддъяков, Л. М.

Слайд 3Актуальность исследования
Активность – это деятельное отношение личности к миру, способность производить

общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Познавательная активность – это деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Г. Литвак, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. И. Селиверстов определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Актуальность исследованияАктивность – это деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной

Слайд 4Актуальность исследования
Реализация познавательной активности в данном исследовании происходит через связь с

поисковой деятельностью в процессе игровых проблемных ситуаций. Однако Е. В. Зворыгина подчеркивает, что естественность и простота проблемных ситуаций часто не осознаются воспитателями и родителями.
Современная концепция проблемно-игровых ситуаций опирается на теории П. П. Блонского и других. Разработкой теории проблемного обучения занимались А. М. Матюшкин, А. А. Матюшкина, Е. В. Ковалевская Н. В. Самсонова, А. В. Анисимова, С. П. Микитченко, Е. А. Хохлова, Л. И. Колесник ,И.Я.Лернер.
Эффективным для детей среднего возраста является метод решения проблемных ситуаций в игре, предложенный С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной, К. Л. Печорой.
Актуальность исследованияРеализация познавательной активности в данном исследовании происходит через связь с поисковой деятельностью в процессе игровых проблемных

Слайд 5Противоречия
Между необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточной разработанностью содержания и

характера процесса ее развития;
Между необходимостью овладения детьми способами активности и недостаточным использованием потенциала поисковой деятельности в этом процессе;
Между потребностью современного дошкольного образования в внедрении педагогами метода решения проблемных ситуаций в игре в развитии познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста года жизни и недостаточным уровнем осведомленности воспитателей дошкольных образовательных организаций о возможностях применения данного метода в педагогической деятельности на практике.
ПротиворечияМежду необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточной разработанностью содержания и характера процесса ее развития;Между необходимостью овладения

Слайд 6Проблема исследования: каковы эффективные приемы применения метода решения проблемных ситуаций в

игре в развитии познавательной активности детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявить эффективность влияния игровых проблемных ситуаций на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательная активность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование игровых проблемных ситуаций для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы эффективные приемы применения метода решения проблемных ситуаций в игре в развитии познавательной активности детей

Слайд 7Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективным

при использовании игровых проблемных ситуаций в игровой деятельности детей.

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей;
Беседа с детьми;
Анкетирование родителей;
Анализ результатов.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективным при использовании игровых проблемных ситуаций в

Слайд 8Задачи исследования
Уточнить понятие игровые проблемные ситуации;

Выявить использования игровых проблемных ситуаций в

современной практике дошкольной организации для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;

Подобрать и ввести игровые проблемные ситуации в процесс развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследованияУточнить понятие игровые проблемные ситуации;Выявить использования игровых проблемных ситуаций в современной практике дошкольной организации для развития

Слайд 9Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что

при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности (Педагогический словарь Коджаспировых Г. М. и А. Ю.).
Проблемная ситуация – (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) (Педагогический словарь Коджаспировых Г. М. и А. Ю.):
1) соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения;
2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
Игровые проблемные ситуации — это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей.
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно

Слайд 10База исследования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа №2090 СП №7,

группа детей среднего дошкольного возраста №7. В экспериментальном исследовании приняли участие 19 детей среднего дошкольного возраста,19 родителей и 16 воспитателей.
База исследованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа №2090 СП №7, группа детей среднего дошкольного возраста №7.

Слайд 11Констатирующий этап
ЗАДАЧИ:
Выявить уровень развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста уровень.
Выявить

особенности познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста по следующим показателям:
Умение принять условие задачи;
Умение планировать последующее решение;
Умение оперировать знаниями в новых условиях.

Цель: Выявить использования игровых проблемных ситуаций в современной практике дошкольной организации для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;

Констатирующий этапЗАДАЧИ:Выявить уровень развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста уровень.Выявить особенности познавательной деятельности у детей среднего

Слайд 12Констатирующий этап
МЕТОДЫ:

Моделирование игровых и проблемных ситуаций для выявления исходного уровня развития

познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей (Приложение №1.).

Анкетирование воспитателей (Приложение №2.).

Констатирующий этапМЕТОДЫ:Моделирование игровых и проблемных ситуаций для выявления исходного уровня развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.Анкетирование

Слайд 13Констатирующий этап
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Диагностические задания эмоционально-волевой составляющей познавательной активности:






«Подбери подходящие заплатки» «Найди

дом для животного»
Диагностические задания практической составляющей познавательной активности:
«Как найти воздух» «Назови одним словом»
Констатирующий этапДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:1.	Диагностические задания эмоционально-волевой составляющей познавательной активности: «Подбери подходящие заплатки»					«Найди дом для животного»Диагностические задания практической составляющей

Слайд 14Констатирующий этап
Уровни развития познавательной активности детей

Констатирующий этапУровни развития познавательной активности детей

Слайд 15Формирующий этап
Цель формирующего этапа: провести опытно – экспериментальную работу по развитию

познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых проблемных ситуаций.

«Космическое путешествие»
Проблема №1: «На чем же можно полететь в космос?».
Ситуация с элементами проблемы «Космический вирус»
Сигнал о помощи с планеты «Геометрических фигур»
Прохождение сквозь метеоритный дождь.
Формирующий этапЦель формирующего этапа: провести опытно – экспериментальную работу по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Слайд 16Формирующий этап

Формирующий этап

Слайд 17Формирующий этап

Формирующий этап

Слайд 18Контрольный этап
Уровни развития познавательной активности детей

Контрольный этапУровни развития познавательной активности детей

Слайд 19Контрольный этап
Сравнение результатов свидетельствует об эффективности проведенного исследования в рамках выпускной

квалификационной работы;

Подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована цель, решены все поставленные задачи.
Контрольный этапСравнение результатов свидетельствует об эффективности проведенного исследования в рамках выпускной квалификационной работы;Подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована

Слайд 20Благодарим
за внимание!

Благодаримза внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть