Слайд 1МБОУ «Коношская средняя общеобразовательная школа»
Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка
в 1 классе
в период обучения письму.
Из опыта работы.
Автор – Короткова Марина Антанасовна,
учитель начальных классов
п.Коноша, Архангельская область
2014 год
Слайд 2В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны:
Современно образованнные,
нравственные,
предприимчивые,
думающие,
ответственные
люди,
которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Слайд 3Ведущей педагогической идеей является
создание на уроках русского языка условий для:
-формирования
орфографической зоркости учащихся,
-усиление практической направленности преподавания предмета,
-создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.
Слайд 4Орфографическая зоркость-
это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте
орфограммы и определить их типы.
Слайд 5Условия формирования орфографической зоркости:
Умение обнаруживать орфограммы.
Умение различать орфограммы.
Умение соотносить орфограмму с
определённым правилом.
Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
Умение осуществлять самопроверку.
Слайд 6В основе грамотного письма лежит
аналитико-синтетическая работа над слогом и словом,
достаточно высокий
уровень развития фонематического слуха,
внимания.
Слайд 7Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:
Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)
Рассмотри
рисунки и найди одинаковый звук в словах.
Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран)
Перевёртыши: кот-ток, сорт-трос.
Исключение звука из слова: роса-оса.
Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом,арбуз, шар, астра.
Слайд 8ФГОС НОО предписывает необходимость использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
для достижения требуемых
образовательных результатов.
Электронное приложение к «Русской азбуке» В.Г.Горецкого выделяет в изучении каждой буквы следующие блоки:
-звукослоговой анализ и составление звуковой схемы;
-слоговое чтение и составление слов из слогов и букв;
-чистописание;
- развитие речи.
Слайд 9Очень важно показать детям где, как и почему происходит расхождение
в
написании и произношении слов.
А сейчас попробуем сделать важное открытие. Произнесите хором слова «шары, коты». Начертите в своих тетрадях звуковые схемы этих слов. Что вы заметили?
Для этой цели предлагаются задания:
Списать слова, поставить ударение: нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок.
2. выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге: магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка.
Слайд 10С целью умения определять слабую позицию гласного использую такие упражнения:
Списать. Сильную
позицию гласного обозначить знаком ударения, а гласную в слабой позиции выделить пастой зелёного цвета: цветы, лесной, играет, красивые, облака, пишет.
В предложении на место гласных в слабой позиции записать буквы, которые могут бороться за место в этом слове.
Са/одовни/ек по/абе/илил ство/алы де/иревье/ив.
Слайд 11В качестве средства, оказывающего детям заметную помощь
в различении звуков и
букв,
в осознании принципа их классификации
выступает лента букв автора Горецкого В.Г.
Использую следующие приёмы работы:
Установление места новой буквы в ряду букв.
Составление двубуквенных и трёхбуквенных слогов с буквой, указанной на ленте букв.
Обоснование учащимися места букв на ленте.
Слайд 12С первых недель обучения применяю орфографическое и орфоэпическое чтение.
Орфографическое чтение отличается
тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата.
Причём при орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги.
Орфографическое чтение считаю основой правописания.
Орфоэпическое чтение беру на себя.
Читаю слово «гора» по орфоэпическим нормам.
Дети читают слово орфографически.
Спрашиваю: -Что заметили?
Задание: подчеркните буквы, в которых произношение расходится написанием.
Слайд 13Упражнения по выработке орфографической зоркости
по степени сложности и самостоятельности
в
зависимости от того, на что обращено внимание,
я расположила в определённой последовательности:
Письмо с проговариванием.
Списывание.
Слайд 14Алгоритм списывания:
Прочитай слово или предложение.
Повтори его, не заглядывая в текст.
Подчеркни в
слове или в предложении все орфограммы.
Прочитай предложение орфографически.
Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст.
Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Слайд 15Комментированное письмо.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо под диктовку.
Письмо по памяти.
Творческие
работы.
Слайд 16Виды упражнений на развитие орфографической зоркости.
Прочитай пословицу: Весна красна цветами, а
осень снопами.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
Составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Зрительно-слуховые диктанты.
Сколько гласных букв нужно проверить в словах «берега, холода»?
Слайд 175. Игры:
1.«Спрячь Ь в середину слова»:
«день- деньки, пень- пеньки…
2.«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»:
п-ля, м-ря…
3.«Подбери буквы»:
Красивы русские л-са! Л-са пошла по пушистому снегу.
4.«Скалолазы».
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
Рука… берёз…
Лу… моро…
Зимний ле… гладкий лё…
Слайд 185.«Огоньки».
На доске предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами.
Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же самую работу у себя в тетради с помощью красного карандаша.
6. Орфографические загадки
7. Стихотворные правила.
Слайд 19 Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности
учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций:
- наблюдение,
- сравнение,
сопоставление,
установление сходства и различия.
А это в свою очередь ведёт к:
эффективности усвоения норм правописания,
прививает интерес и желание решать орфографические задачи,
развивает орфографическую зоркость учащихся.
Слайд 20Список используемых ресурсов.
Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная
школа. – 2004. -№8 – С.58
Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/ А.Ясова// Начальная школа. – 2001.№4-С.42
Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии//Русский язык в школе. – 2005.- №4.
Тоцкий П.С. Орфография без правил.М.,1991 г.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 1990 г.
Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 1994 г.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков
Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте.
Интерактивны таблицы к учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука»