Слайд 1Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Подготовила воспитатель
Обухова
Татьяна Юрьевна
МБДОУ « ЦРР, детский сад №19»
г. Троицк, Челябинская область
2016г.
Слайд 2Человеческое дитя становиться человеком только в кругу людей, и этот процесс
называется социализацией. Ребенок при этом активно осваивает формы общения, ценности, привычки и обычаи общества: он начинает говорить на языке своего окружения, разделять общие представления о добре и зле, демонстрировать свои чувства: любовь, отвращение и т. д. – так, что другие люди его безошибочно понимают.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Слайд 3Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания
ребенка. Благоприятный опыт сотрудничества с ними влияет на развитие у ребенка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивости, целенаправленность в деятельности.
Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.
Слайд 4 Полноценное общение со сверстниками возникает не сразу, дети поначалу играют
не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой.
Слайд 5
В общении со сверстниками выделены следующие этапы:
Эмоционально практическое (2-4 года);
Ситуативно
– деловое (4-6 лет);
Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).
Слайд 7 В основную часть непосредственно образовательной деятельности следует включать
такие формы работы, как:
Личный пример. В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, эстетических и нравственных норм.
Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения.
Беседа – универсальная форма работы, в ходе которой педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой организованной образовательной деятельности, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам.
Слайд 8Наблюдение – также может применяться при усвоении детьми норм общения со
взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.
Игра – одна из основных форм социализации ребенка.
Чтение художественной литературы – значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально – коммуникативному развитию дошкольника.
К наглядным методам относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определенную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребенку наводящими вопросами проанализировать действия героев, оценить их, предложить свое решение ситуации (как нужно поступить и почему).
Слайд 10Социальный и эмоциональный опыт ребенка, приобретаемый в детском саду, оказывает самое
непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь, общение детей друг с другом способствует накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.
Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Прежде чем привить детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с детским коллективом. Поэтому каждый вид непосредственно образовательной деятельности можно начинать с ритуала приветствия, цель которого – положительно настроить детей на предстоящее действие, погрузить их в атмосферу событий, отвлечь от прочих проблем, переживаний, страхов, настроить на совместную деятельность.
Слайд 11 Показатели успешной социализации дошкольника:
Точность
и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
Эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
Благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
Сформированность социальных переживаний и эмпатии;
Навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
Способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
Положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний; личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.