Слайд 1Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития .
Слайд 2Актуальность:
Недостаточность педагогических знаний у родителей, вследствие чего происходит неправильная оценка моторных
возможностей своих детей.
Влияние адинамии на задержку:
познавательной и речевой деятельности;
на общение с окружающими.
Недостаточная эластичность мышц, ослабленный тонус (вялость мышц) ограничивают объём движений.
Недостаточная сила мышц снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать карандаш или ручку.
Трудности, испытываемые детьми при выполнении действий, требующих точности, неумение использовать рациональные приёмы захвата крупных и мелких предметов.
Слайд 3Задержка психического развития:
Это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение
познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Слайд 4У всех детей группы 7 вида наблюдается особенность в развитии:
Снижение работоспособности
Повышенная
истощаемость
Неустойчивость внимания
Более низкий уровень развития восприятия
Недостаточная продуктивность произвольной памяти
Отставание в развитии всех форм мышления
Своеобразное поведение
Бедный словарный запас
Низкий уровень самоконтроля
Ограниченный запас общих сведений и представлений.
Слайд 5Причины ЗПР:
Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врождённые или возникшие во внутриутробном
состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребёнка;
Генетически обусловленная недостаточность (ц.н.с.);
Интоксикация, инфекции, травмы, обменно –трофические расстройства;
Неблагоприятные социальные факторы(условия воспитания, дефицит внимания).
Слайд 6Цель:
Развитие речедвигательных и познавательных способностей через тренировку мышц руки.
Слайд 7Задачи и средства реализации:
Развитие области головного мозга: формирование и совершенствование
мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами: мелкий конструктор, мозаика, пазлы, выкладывание фигур из спичек, палочек, подарки на 8 марта из спичек, шнурование и пристегивание пуговиц («Пристегни к подсолнуху листочки»), игры с цветными крышками («Собери неваляшку», «Украсим салфетку», «Лодочка», «Цветок»),сортировка круп (картина вместе с детьми).
Формирование зрительно – моторных координаций: рисование клубочков без отрыва от карандаша; зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий; выкладывание предметов из геометрических фигур («Собери зайца по образцу»), работа с ножницами( симметричное вырезание предметов
н-р вырезать грибок, мастерская из оригами (коллективная работа) по сказке «Теремок», делали поделки из оригами на 8 марта, делали игрушки самоделки ( самолётики, пароходики, шапочки, кошельки, и т.д. Поделки делали из цветной бумаги, ребёнок начинал украшать её, стремится делать её наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. При этой работе дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
3. Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями: сгибание сторон, сложи по диагонали, заглаживание сгибов. Умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их. Рисование пальцами на планшетах с крупами, разными пальцами животных с опорой на образец. Игра : Узнай на ощупь игрушку и и назвать материал, из которого она сделана.
Слайд 8
4. Развитие мышления, памяти, внимания. Сосредоточенности, зрительного и слухового
внимания ( формирование умений направлять внимание на мышцы, участвующих в движении. Выполнение простейших слуховых и зрительных диктантов тетрадях в клетку, письмо в тетрадях в клетку прямых и наклонных палочек, цифр, букв ( в две, одну клетку).
Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги и относительно собственного тела ( разложи геометрические фигуры на листе бумаги по заданию педагога.
Тематическое рисование.
Формирование навыков учебной деятельности:
умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их.
умение действовать по образцу педагога.
подготовка руки к письму.
Слайд 9Поэтапное формирование графомоторных навыков:
От крупного рисования на рабочих листах до введения
нового понятия – клетка.
Активное участие родителей в оказании помощи своим детям по развитию мелкой моторики.
Взаимодействие узких специалистов: руководителя изо, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, логопеда, психолога.
Оснащение группы необходимыми методическими материалами: атрибутами к играм, пособиями для проведения занятий и исследовательских экспериментов, диагностическими таблицами, тестами.
Слайд 10Средства реализации:
Специальные коррекционные занятия по развитию мелкой моторики(индивидуально и по
подгруппам).
Использование пальчиковых игр на занятиях по всем видам деятельности, во всех режимных моментах.
Работа на листах и в тетрадях в клетку по развитию мелкой моторики руки на занятиях математики, ознакомлению с окружающими и развитию речи, по обучению грамоте.
Использование специалистами: психологом, логопедом, инструктором по физкультуре, муз. Руководителем, руководителем по ИЗО, специальных игр, упражнений для развития мелкой моторики на занятиях.
Слайд 11Этапы развития мелкой моторики руки и графомоторных навыков:
1
этап 3,5- 4,5 года.
Пальчиковая живопись
Рисование прямых и горизонтальных линий на альбомном листе.
Штриховка прямыми линиями крупных геометрических фигур и предметных изображений.
Зарисовка по точкам и готовому контуру.
Игры с цветными крышками:( нанизывание на палочку(леску) крышек с дырочками(гусеницы, бусы); с помощью цветных крышек выкладывать пирамидку, неваляшку, подбирать шарик к ниточке.
Игры с мозаикой.
Выкладывание по контуру предметов пуговицами, фасолью, горохом, бобами.
Выкладывание из палочек простейшие предметы.
Разглаживание скомканных бумажных комочков.
Рисование клубочков без отрыва карандаша от бумаги
Демонстрировать крупные трафареты из наждачной бумаги, изображающих животных, предлагать детям определить на ощупь, где мама, где детёныш.
Слайд 12
2 этап 4,5 – 5,5 лет
Обводка по шаблону;
Зарисовка по
точкам и готовому контуру;
Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями;
Пальчиковая живопись;
Рисование на планшетах с манкой;
Д/и «Угадай какая крупа»? Прокатывание крупы между большим и указательным пальцами с закрытыми глазами;
Выкладывание фигур из спичек, счётных палочек, пуговиц;
Разрезные картинки 3-5 частей;
Игры с цветными крышками;
Графические упражнения «дорожки» линия проводимая ребёнком не должна выскакивать за края дорожки;
Введение понятия «клетка», письмо палочек прямых и наклонных в тетрадях в клетку;
Д/у «Дорисуй вторую половину».
Слайд 13
3 этап 5,5 – 5,6
Обводка и штриховка прямыми,
волнистыми и косыми линиями;
Письмо прямых, наклонных палочек, букв, цифр в тетрадях в клетку ( в две клетки);
Д/у «Дорисуй вторую половину»;
Пальчиковая живопись (у усложнением, учитывая возраст и умение ребёнка). Одновременно рисование двумя руками;
Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий;
Д/у «Продолжи узор»;
Зарисовка кругов и овалов по точкам и контуру;
Разрезные картинки 5-8 частей;
Сортировка круп;
Копирование простых изображений в тетрадях в клетку;
Выкладывание предметов из геометрических фигур.
Слайд 14
4 этап 6,5 – 7,5 лет
Штриховка предметных изображений вертикальными,
косыми, горизонтальными, волнистыми линиями;
Письмо в тетрадях в клетку прямых и наклонных палочек, цифр, букв,(в две, одну клетку);
Выполнение простейших слуховых и зрительных диктантов в тетрадях в клетку;
Рисование пальцами на планшетах с крупами;
Узнать на ощупь игрушку и назвать материал, из которого она сделана;
Разрезные картинки 8-12 частей;
Сортировка круп;
Выкладывание счётными палочками и спичками сложных предметов;
Копирование простых изображений по клеткам.