Слайд 1«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
( из опыта
работы)
Подготовила: Пономарева Татьяна Николаевна
воспитатель I квалификационной
категории
МКДОУ «ЦРР - детский сад №3»
р.п. Таловая
Слайд 2
Актуальность темы.
Современное общество живет в эпоху развития
компьютерных и «нано»-технологий, поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому развитие логического мышления у дошкольников имеет немаловажное значение и актуально в наши дни.
Слайд 3
Цель и задачи.
Цель – создание условий для максимального развития логического мышления
дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.
Задачи:
Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации и.т.д.
Развивать у детей высшие психологические функции, умение рассуждать, доказывать, интеллектуальные способности.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Слайд 4
Новизна.
Новизна опыта состоит:
в подборке и систематизации разного рода игр, упражнений
пособий, литературы, нацеленных на развитие логического мышления детей ;
в комплексном использовании занимательного дидактичес- кого материала в непосредственно образовательной, игровой и самостоятельной деятельности.
Слайд 5 Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному
возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам относится - игра.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. »
В. А. Сухомлинский.
Развитие логического мышления включает в себя целенаправленное использование развивающих и дидактических игр. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии:
Слайд 6Логические блоки Дьенеша
Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение,
классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение и познавательные
способности.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Слайд 7 Палочки Кюизенера
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и
величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Они способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Слайд 8Развивающие игры Никитина.
«Сложи узор»
«Сложи квадрат»
«Уникуб»
«Кубики Никитина»
«Дроби»
«Кирпичики»
Игры направлены на развитие у ребенка
интеллекта, внимания, умения логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Слайд 9Игры Воскобовича.
«Геоконт»
«Квадрат Воскобовича»
«Математические корзинки»
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память,
воображение, умение сравнивать, анализировать, и сопоставлять, а также моделировать и соотносить части и целое.
Слайд 10Игры – головоломки.
«Танграм»
«Колумбово яйцо»
«Волшебный круг»
«Головоломка Пифагора»
«Въетнамская игра»
«Монгольская игра»
Игры-головоломки развивают:
-Пространственные представления;
-Воображение;
-Конструктивное мышление;
-Комбинаторные способности;
-Сообразительность;
-Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.
Слайд 11 «СЛОЖИ ИЗ ФИГУР»
« НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»
«ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ»
«ЛАБИРИНТЫ»
«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
«ЦВЕТ И ФОРМА»
«ЧИТАЕМ И СЧИТАЕМ»
«ДОМИНО»
Настольные
логические игры
Цель этих игр –развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание.
Слайд 12Игры с счётными палочками
Что развивают счетные палочки?
-концентрацию внимания (сосредоточенность)
-пространственное мышление
-логику
-воображение
-мелкую моторику
Как
я использую ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ
-считаем
-выкладываем буквы, слова, цифры, примеры
-строим схемы предложений
-строим геометрические фигуры
-строим лестницы, колодцы, железные дороги
-строим дорожки, соблюдая ритм
-и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру.
-выкладываем различные картинки
Слайд 13 Словесно - логические игры и упражнения
«Закончи предложение»
«Подбери общее понятие»
«Лишнее слово»
«Ранжирование»
«Отгадай загадку»
«Логические
задачи»
«Задачи-шутки»
«Занимательные вопросы»
«Вопросы на смекалку»
«Что сначала, а что потом»
Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей.
Слайд 14 Работая над темой «Развитие логического мышления у детей» я использую не
только развивающие и дидактические игры, но и провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела открытое занятие «Путешествие в математическую галактику», интеллектуальную игру «Счастливый случай», КВН «Умники и Знатоки». Во всех этих и других проводимых мной занятиях я способствовала развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач. Также мною разработана программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Умники и Умницы».
Слайд 15 Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями:
-анкетирование;
-консультации о подборе игр по формированию логического мышления: «Математика для дошкольников», «Развитее логического мышления у дошкольников», «Дидактическая игра как средство развития логического мышления», «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников» и другие;
индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
родительские собрания.
Слайд 16 Результативность опыта работы
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников.
Дошкольники научились:
-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;
-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;
-правильно отвечать на поставленные вопросы;
-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;
-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.