Слайд 1Развитие исследовательских способностей школьников.
Подготовила: Учитель начальных классов КГУ СШ № 12
Жёлтикова Ирина Владимировна.
Слайд 2Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который
важно зажечь!
Плутарх
Слайд 3Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате
функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В младшем школьном возрасте имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.
Поэтому необходимо широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 4Цели и задачи
исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности - создание условий для
развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи:
Формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований.
Развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений.
Развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
Развитие критического мышления.
Способствование социальной адаптации.
Слайд 5Цель:
Внедрить элементы исследовательской деятельности в учебный процесс младшего школьника.
Слайд 6Задачи:
обучение проведения учебных исследований младших школьников;
развитие творческой исследовательской активности детей;
стимулирование у
детей интересы к предметам естественно - научного цикла.
Слайд 7Этапы:
Выбор темы
Постановка целей и задач
Гипотеза исследования
Организация исследования
Подготовка к защите
и защита работы.
Слайд 8Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема
должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 9Формирование исследовательской деятельности
1 этап: 1 класс.
В первом полугодии –
творческой работы учащихся – поиск стихов, пословиц, по темам (рисунки) и их сочинение, устные рассказы.
Во втором полугодии сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
2 этап: 2 класс.
Учимся собирать информацию не только из устных источников ну и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но все это еще происходит под руководством учителя.
3 этап: 3-4 класс.
В 3 классе дети могу работать с научной дополнительной литературой ( справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В 4 классе работа выходит на новый уровень становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации.
Слайд 10« Памятка исследователя»
Подумай, что ты уже знаешь?
Какие мысли ты можешь высказать
про это?
Какие выводы ты можешь сделать из того, что тебе уже известно?
Просмотри книги по нужной теме и запиши важную информацию.
Спроси у взрослых и запиши интересную информацию, полученную от них.
Просмотри видеоматериалы по теме и запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Используй Интернет и запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдай и запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.
По возможности сделай фотографии.
Проведи эксперимент и запиши его результаты.
Слайд 15План работы:
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
Введение. Актуальность проблемы.
В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Слайд 18Вывод:
формирует исследовательские умения;
способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу,
позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
способствует выполнению требований нового поколения и запросов времени.
Слайд 19«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».
Г.Э. Лессинг