Слайд 1Мастер класс
«Развитие фонематического слуха»
Учитель начальных классов Горина Л.А.
Я слышу –
я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю».
(Китайская пословица)
Слайд 2Разновидности слуха
Физический слух
Речевой слух
( в том числе фонематический)
Музыкальный слух
Слайд 3Фонематический слух включает речевые операции:
1. Способность слышать данный звук в
слове;
2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
(Л. С. Выготский)
Слайд 4Система работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы:
1 этап -
узнавание не речевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа
(Фомичёва М.Ф., 1998).
Слайд 5Алгоритм работы над звуками
Артикуляционная гимнастика
(проводится всегда).
2. Правильная артикуляция звука
(положение губ, языка).
3. Фонетическое упражнение
(звукоподражание и определение
фонематического слуха).
4. Разучивание чистоговорок и стихов.
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(от « 17 » октября 2013 г.
№ 1155)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 7Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью,
может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Слайд 8Актуализация знаний
Что мы называем «звуком»?
Что мы называем «буквой»?
Как отличить букву от
звука?
Назови гласные звуки?
Назови гласные буквы?
Назови буквы по алфавиту.
Назови непарные согласные буквы?
Назови всегда твердые согласные звуки?
Назови всегда мягкие звуки?
Слайд 11ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
состоят из голоса, преграды нет
[А], [О], [У], [Ы], [ Э],
[И].
Слайд 12СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
состоят из шума и голоса,
преграда есть
[б], [в], [г], [д],
[ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].
Слайд 13СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
состоят из голоса и шума ( звонкие)
[б], [в], [г], [д],
[ж], [з], [б’],
[в’], [г’], [д’], [з’]
состоят из шума (глухие)
[п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’],
[ф’], [к’], [т’], [с’]