Слайд 1Проблемы и перспективы коррекционного образования в контексте перехода на ФГОС
Слайд 2ФГОС
совокупность требований,
обязательных при реализации
основных образовательных программ
общего
(начального, основного
, среднего)
и
профессионального
(начального, среднего высшего)
образования
Слайд 3Общее образование - это первый уровень образования, к которому относятся дошкольное,
начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей.
Инклюзивное образование — результат развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей
Специальное образование - это специально созданная система получения образования обучающихся с отклонениями в развитии, с учётом всех их потребностей и способствующие их социальной адаптации и интеграции в общество.
Слайд 5Виды специальных (коррекционные) учреждений
школы I вида (90 шк.) – для
глухих детей (9800 чел.);
школы II вида (87 шк.)– для слабослышащих и позднооглохших детей (10500 чел.,);
школы III вида (17 шк.) – для слепых детей (2600 чел.);
школы IV вида (90 шк.)– для слабовидящих детей (11000 чел.);
школы V вида (60 шк.) – для детей с тяжёлыми нарушениями речи (10500 чел.);
Слайд 6Виды специальных (коррекционных) учреждений
школы VI вида (74 шк.) – для
детей с ДЦП (8500 чел.);
школы VII вида (130 шк.)– для детей с задержкой психического развития (20 000 чел.);
школы VIII вида (1376 шк.) – для умственно отсталых детей (180 000 чел.);
шк. надомного обучения и коррекционные классы в массовых школах (181 000 чел, из них 170 тыс. дети с ЗПР)
образовательные учреждения, действующие на принципах инклюзии – данных пока нет
Слайд 7Современные тенденции
По данным Министерства образования специальных учебных коррекционных заведений для детей
с проблемами развития:
в 2000 году - 1967
в 2005 году - 1947
в 2006 году - 1810.
Остро стоят проблемы с коррекционными школами в Екатеринбурге, Рыбинске, Вологде, Боготоле (Красноярского края), Перми, Нижнем Тагиле, Ленинградской области и др. регионах.
Слайд 8Современные тенденции
240 тысяч детей с ОВЗ (54% от общего числа обучающихся
детей этой категории)
сегодня
обучается в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками. Это на 20 тысяч больше, чем в прошлом году (2011 год – 51%, или 220 тыс. детей. Ранее такая статистика не велась).
Тезисы к выступлению Д.В.Ливанова
на заседании Правительства РФ 30 августа 2012 года
Слайд 9Готовность к инклюзивному образованию
Слайд 10Профессиональная готовность педагогических кадров к инклюзии
Слайд 11Учебная книга в современном образовании (на сегодняшний день «грифование» учебников изменено)
Слайд 12Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
В специальном обучении , которое
должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития
Во введении в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам
В использовании специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения
В большей выраженности индивидуализации обучения
В обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды
В максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Слайд 13СФГОС - основа
Для разработки и реализации всех видов образовательных программ:
Основной
образовательной программы;
Адаптированной образовательной программы;
Специальной индивидуальной образовательной программы;
Программы коррекционной работы;
Слайд 14Основная ОП- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий и форм аттестации
Адаптированная ОП - ОП, адаптированная для обучения определенной типологической группы лиц ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Специальная индивидуальная ОП – ОП, создающаяся для удовлетворения индивидуальных особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Слайд 15Программы коррекционной работы – программа, дополняющая ООП и направленная на (требования
к результатам формирования жизненной компетенции по каждому направлению ПКР):
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, и формирование умений вступать в коммуникацию со взрослыми по этим вопросам
овладение социально-бытовыми умениями повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
осмысление картины мира;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Слайд 16Обучение детей с ОВЗ согласно СФГОС осуществляется
В ОУ по адаптированным ООП,
где создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися ( или по ООП + программа коррекционной работы)
Специальные условия - условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Стандарт образования обучающихся с ОВЗ обеспечивает гибкую смену образовательного маршрута, Программ и условий получения образования
Слайд 18Структура ООП для разных категорий детей
Академический компонент
Компонент жизненной компетенции
Слайд 19Варианты обучения детей с ЗПР
и умственно отсталых школьников
Слайд 20Вариант А- уровень развития близкий к возрастной норме
Слайд 21Вариант В – на начало обучение очевидны ЗР
Слайд 22Вариант С – выраженные нарушения развития
Слайд 24Требования к результатам
что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени
образования,
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет
Слайд 25Академический компонент
отражает степень его оснащённости тем запасом знаний и умений, из
которых в будущем он сможет выбрать нужные ему для социального развития и личной реализации
рассматривается как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого обучающегося с ОВЗ
используется традиционная бальная шкала оценок
введение специальной и подробной шкалы оценок
ориентирован на будущее
Слайд 26Компонент жизненной компетенции
Способ оценки - Метод экспертной группы - анализ поведения
ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни
Результаты анализа - в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц
Результаты отражаются в индивидуальном профиле развития ЖК:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, и формирование умений вступать в коммуникацию со взрослыми по этим вопросам
овладение социально-бытовыми умениями повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
осмысление картины мира;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Ориентирован на настоящее