Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МАУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи
Подготовила: воспитатель
Лопатинская Т.Ю.
Слайд 2• Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы
с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.
• Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).
Слайд 3Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:
• -
одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
• - определяющий момент одаренности - это высокий интеллект и хорошая память;
• - одаренному ребенку все дается легко;
• - трудности поведения, социализации в целом, -неотъемлемый признак одаренности.
• Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления.
• Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.
Слайд 4• Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 5 Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность
(мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Слайд 6• Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок
имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант.
С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.
Слайд 7• Одаренность не идентична способностям.
Их можно рассматривать как компоненты
одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.
• Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка.
Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.
Слайд 8• Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуальности.
Слайд 9• У одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития.
Поэтому
он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим воздействиям взрослого, выраженным в прямой дидактической форме.
Проявляется оно или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания, своеобразной самоизоляции в обучающей ситуации.
По сути, одаренный ребенок учится по своей собственной программе, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.
Слайд 10• Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по
себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность.
• Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности.
Слайд 11• Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению.
• Креативность
- это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмо¬
ционально-поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным.
• Такое отношение к миру создает у одаренного ребенка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая «ураган» идей и замыслов.
Слайд 12• По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это
значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
• Способность генерировать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, «перешагивать» стереотипы и не замечать преграды - все это ориентирует направленность деятельности одаренного ребенка в будущее, неизвестное.
Слайд 13 Специфика детской одаренности определяется тем, что
она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленное, главным образом, наличием сензитивных периодов - периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.
Фактор возраста занимает немаловажное место в проявлениях признаков одаренности, поэтому иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. п.
Необходимо иметь в виду, что одаренность предполагает новое качество развития ребенка, а не преимущество количественных показателей развития по сравнению с другими детьми. Под влиянием разных факторов (взросления, особенностей получения образования, типа семейного воспитания) признаки одаренности могут «угасать».
Слайд 14• Динамика развития детской одаренности проявляется в виде гармонического и
дисгармонического типа.
• Гармоническое развитие чаще характерно для детей с общей одаренностью, а дисгармоническое - для детей со специальной одаренностью. При дисгармоническом типе развития одаренности происходит максимально интенсивное становление одних сторон психики при задержке в развитии других, чаще всего бытовых, коммуникативных, социальных, навыков.
• Возможна деформация самой личности за счет завышенной самооценки, снижения мотивации
к тем видам деятельности, которые не совпадают с приоритетными интересами ребенка. Таким образом, может быть нарушена полнота и целостность психического развития.
У детей с общей одаренностью дисгармонический тип развития наблюдается значительно реже и возникает, в основном, под влиянием ошибок в их воспитании.
Слайд 15• Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
• общие интеллектуальные способности;
• конкретные академические способности;
• творческое или продуктивное мышление;
• лидерские способности;
• художественные и исполнительские искусства;
• психомоторные способности.
По основанию «виды деятельности» можно
выделить следующие типы одаренности:
• теоретическая (для детей - познавательная);
• практическая;
• художественно-эстетическая;
• коммуникативная;
• духовно-ценностная.
Слайд 16На основе критерия «степень сформированное»
выделяют три типа одаренности:
• актуальная (явная),
характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;
• потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо
причин;
• актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную.
Слайд 17На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два
типа
одаренности:
• общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
• специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.
Слайд 18• Задания для заинтересованного взрослого
(мини-практикум)
Прокомментируйте проявления одаренности у дошкольника. Какие
признаки одаренности и особенности развития одаренного ребенка проявляются в приведенных ниже примерах?
• Ситуация 1.
• Взрослый. Ты то одним делом хочешь заниматься, то другим!
• Ребенок. Я свое место ищу. Найду и поставлю печать!
• Ситуация 2.
• Взрослый. На душе как кошки скребут.
• Ребенок. Принесу-ка я тебе чаю. И все кошки разбегутся.
• Ситуация 3.
• - О, смотри, собака за своим хвостом бегает. Думает, что это сосиска!.. (смеется)...
На самом деле, она не потому бегает. А почему, я не знаю...
Слайд 19• ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
• Методика 1
• Цель: изучить
проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
• Ход обследования. Педагоги проводят наблюдение за детьми и заполняют карту стандартизированного наблюдения, отмечая по пятибалльной шкале степень выраженности у детей конкретной возрастной группы указанных в шкале характеристик (по М. В. Ильиной):
5 баллов - проявляет постоянно или очень часто,
4 балла -проявляет часто,
3 балла - проявляет иногда,
2 балла - проявляет редко,
1 балл - проявляет очень редко,
0 баллов - не проявляет.
• Результаты становятся более объективными, если карту наблюдений заполняют несколько педагогов, работающих с детьми, а потом соотносят результаты между собой. Сумма баллов 80-95 является показателям проявлений актуальной одаренности, сумма баллов 7679 может характеризовать потенциальную одаренность.
Если указанные характеристики преимущественно проявляются в одном виде деятельности, можно говорить о специальной одаренности, если в разных видах деятельности - об общей одаренности.
Слайд 20Характеристики методики
• Владение большим количеством информации
• Богатый словарный запас
•
Умение переносить усвоенный материал в новые ситуации
• Умение устанавливать причинноследственные связи
• Умение интегрировать и синтезировать информацию
Слайд 21ВЫВОД
Данный подход
предполагает, что при изучении и развитии одаренностинедопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом.
Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.