Презентация, доклад на тему Психолого - педагогическое взаимодействие с одаренными детьми

Содержание

• Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.• Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности»

Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ



МАУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи
Подготовила: воспитатель
Лопатинская Т.Ю.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕС ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИМАУ ЦДОД «СИБ» г. СочиПодготовила: воспитатель Лопатинская Т.Ю.

Слайд 2• Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы

с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.
• Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).
•  Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен

Слайд 3Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:
• -

одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
• - определяющий момент одаренности - это высокий интеллект и хорошая память;
• - одаренному ребенку все дается легко;
• - трудности поведения, социализации в целом, -неотъемлемый признак одаренности.
• Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления.
• Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.
Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:•  - одаренный ребенок должен очень успешно учиться;•

Слайд 4• Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
• Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более

Слайд 5 Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность
(мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

Слайд 6• Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок

имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант.
С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.
• Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не

Слайд 7• Одаренность не идентична способностям.
Их можно рассматривать как компоненты

одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.
• Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка.
Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.
•  Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого

Слайд 8• Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда

результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуальности.
• Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)

Слайд 9• У одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития.
Поэтому

он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим воздействиям взрослого, выраженным в прямой дидактической форме.
Проявляется оно или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания, своеобразной самоизоляции в обучающей ситуации.
По сути, одаренный ребенок учится по своей собственной программе, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.
• У одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития.   Поэтому он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим

Слайд 10• Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по

себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность.
• Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности.
•  Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности,

Слайд 11• Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению.
• Креативность

- это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмо¬
ционально-поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным.
• Такое отношение к миру создает у одаренного ребенка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая «ураган» идей и замыслов.
•  Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению.•  Креативность  -  это  особое

Слайд 12• По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это

значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
• Способность генерировать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, «перешагивать» стереотипы и не замечать преграды - все это ориентирует направленность деятельности одаренного ребенка в будущее, неизвестное.
•  По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять

Слайд 13 Специфика детской одаренности определяется тем, что

она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленное, главным образом, наличием сензитивных периодов - периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.
Фактор возраста занимает немаловажное место в проявлениях признаков одаренности, поэтому иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. п.
Необходимо иметь в виду, что одаренность предполагает новое качество развития ребенка, а не преимущество количественных показателей развития по сравнению с другими детьми. Под влиянием разных факторов (взросления, особенностей получения образования, типа семейного воспитания) признаки одаренности могут «угасать».
Специфика детской одаренности определяется тем, что она часто выступает как проявление закономерностей

Слайд 14• Динамика развития детской одаренности проявляется в виде гармонического и

дисгармонического типа.
• Гармоническое развитие чаще характерно для детей с общей одаренностью, а дисгармоническое - для детей со специальной одаренностью. При дисгармоническом типе развития одаренности происходит максимально интенсивное становление одних сторон психики при задержке в развитии других, чаще всего бытовых, коммуникативных, социальных, навыков.
• Возможна деформация самой личности за счет завышенной самооценки, снижения мотивации
к тем видам деятельности, которые не совпадают с приоритетными интересами ребенка. Таким образом, может быть нарушена полнота и целостность психического развития.
У детей с общей одаренностью дисгармонический тип развития наблюдается значительно реже и возникает, в основном, под влиянием ошибок в их воспитании.
•  Динамика развития детской одаренности проявляется в виде гармонического и дисгармонического типа.•   Гармоническое развитие

Слайд 15• Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие

ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
• общие интеллектуальные способности;
• конкретные академические способности;
• творческое или продуктивное мышление;
• лидерские способности;
• художественные и исполнительские искусства;
• психомоторные способности.
По основанию «виды деятельности» можно
выделить следующие типы одаренности:
• теоретическая (для детей - познавательная);
• практическая;
• художественно-эстетическая;
• коммуникативная;
• духовно-ценностная.
•  Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в

Слайд 16На основе критерия «степень сформированное»
выделяют три типа одаренности:
• актуальная (явная),

характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;
• потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо
причин;
• актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную.
На основе критерия «степень сформированное»выделяют три типа одаренности:•  актуальная (явная), характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения

Слайд 17На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два
типа

одаренности:
• общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
• специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.
На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются дватипа одаренности:•  общая, которая проявляется в

Слайд 18• Задания для заинтересованного взрослого
(мини-практикум)
Прокомментируйте проявления одаренности у дошкольника. Какие

признаки одаренности и особенности развития одаренного ребенка проявляются в приведенных ниже примерах?

• Ситуация 1.
• Взрослый. Ты то одним делом хочешь заниматься, то другим!
• Ребенок. Я свое место ищу. Найду и поставлю печать!
• Ситуация 2.
• Взрослый. На душе как кошки скребут.
• Ребенок. Принесу-ка я тебе чаю. И все кошки разбегутся.
• Ситуация 3.
• - О, смотри, собака за своим хвостом бегает. Думает, что это сосиска!.. (смеется)...
На самом деле, она не потому бегает. А почему, я не знаю...

• Задания для заинтересованного взрослого(мини-практикум) Прокомментируйте проявления одаренности у дошкольника. Какие признаки одаренности и особенности развития одаренного

Слайд 19• ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
• Методика 1
• Цель: изучить

проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
• Ход обследования. Педагоги проводят наблюдение за детьми и заполняют карту стандартизированного наблюдения, отмечая по пятибалльной шкале степень выраженности у детей конкретной возрастной группы указанных в шкале характеристик (по М. В. Ильиной):
5 баллов - проявляет постоянно или очень часто,
4 балла -проявляет часто,
3 балла - проявляет иногда,
2 балла - проявляет редко,
1 балл - проявляет очень редко,
0 баллов - не проявляет.
• Результаты становятся более объективными, если карту наблюдений заполняют несколько педагогов, работающих с детьми, а потом соотносят результаты между собой. Сумма баллов 80-95 является показателям проявлений актуальной одаренности, сумма баллов 7679 может характеризовать потенциальную одаренность.
Если указанные характеристики преимущественно проявляются в одном виде деятельности, можно говорить о специальной одаренности, если в разных видах деятельности - об общей одаренности.
• ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА•  Методика 1•  Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской

Слайд 20Характеристики методики
• Владение большим количеством информации
• Богатый словарный запас

Умение переносить усвоенный материал в новые ситуации
• Умение устанавливать причинноследственные связи
• Умение интегрировать и синтезировать информацию
Характеристики методики•  Владение большим количеством информации•  Богатый словарный запас•  Умение переносить усвоенный материал в

Слайд 21ВЫВОД
Данный подход

предполагает, что при изучении и развитии одаренностинедопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом.
Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
ВЫВОД         Данный подход предполагает, что при изучении и развитии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть