Презентация, доклад на тему Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Содержание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог» В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости

Слайд 1Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Слайд 2Кризис, от греческого krineo,
буквально означает «разделение дорог»
В китайском языке слово

«кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность».
Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог»		В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один

Слайд 3 Кризис определяется в психологии как тяжёлое психологическое состояние, являющееся результатом либо

какого-либо внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни. Таким образом, психологический кризис является одним из проявлений возрастного этапа развития и/или социально-психологической дезадаптации личности ребёнка в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта.
Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта. Характерно, что понятие «кризис», подобно термину «стресс», не имеет однозначно негативного звучания. Однако если обстоятельства, вызвавшие кризис, не изменяются и при этом ребёнок не получает никакой психологической помощи, его негативные переживания обнаруживают способность к кумуляции (нарастанию, накоплению, усугублению). Некоторые виды кризисов способны вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности, аффективных и когнитивных систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом Я.
Кризис определяется в психологии как тяжёлое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-либо внешнего воздействия, либо вызванное внутренней

Слайд 4Виды кризисов
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три

основные группы:
возрастные кризисы;
кризисы утраты и разлуки;
травматические кризисы.
Виды кризисов		Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:возрастные кризисы;кризисы утраты и разлуки;травматические

Слайд 5Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который

неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Возрастные кризисы		Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от

Слайд 6 Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые

факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей:
кризис одного года,
трёх лет,
семи лет,
подростковый кризис (13-17 лет).
Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное

Слайд 7Кризис одного года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно

со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями, вызванными новыми для ребёнка возможностями – в этом возрасте он начинает ходить и активно исследовать окружающий его мир. Впервые активность ребёнка встречается с необходимыми для его безопасности ограничениями («нельзя» или «нет»). Поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита, то взрослые часто не понимают его желаний или не выполняют их. Это вызывает у него вспышки эмоциональных реакций.
Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребёнку научить принимать ограничения. Кризис одного года характеризуется некоторым регрессом: могут нарушаться биоритмические процессы жизни ребёнка (чередование сна и бодрствования), изменяться система удовлетворения его витальных потребностей (отказ от еды или снижение аппетита), нарушаться эмоциональный баланс (повышение плаксивости).
Кризис одного года 		Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями,

Слайд 8Кризис трёх лет

Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан

установлением самосознания ребёнка. Ребёнок впервые отделяет себя от других и познает различия между «хочу» и «должен».
Кризис включает в себя шесть основных элементов:
Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него.
Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие.
Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему.
Кризис трёх лет		Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан установлением самосознания ребёнка. Ребёнок  впервые

Слайд 9Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.
Проявление обесценивания статуса взрослого,

который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких.
Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью.
Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребёнку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность. Такой сферой деятельности является игра. Игра, с её особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи, служит для ребёнка тем безопасным пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.
Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.Проявление обесценивания статуса взрослого, который проявляется в том что ребёнок

Слайд 10Кризис семи лет
Самой существенной чертой этого кризиса Л.С. Выготский считал начало

дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка. С приходом в школу ребёнок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности. Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности, новая социальная ситуация требует от него сложной психологической перестройки. Ребёнку, живущему до этого преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. Переживания начинают осмысливаться и обобщаться.
Кризис семи лет сопровождается нарушением психического равновесия, неустойчивостью воли и настроения. Наиболее яркими симптомами являются капризность, нервозность, обидчивость, раздражительность.
Кризис семи лет		Самой существенной чертой этого кризиса Л.С. Выготский считал начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности

Слайд 11Подростковый кризис (13-17 лет)
Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является

половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Проявляется половое влечение и связанные с ним новые переживания, потребности и мысли. Возникшее в результате чувство взрослости интерпретируется им как готовность стать полноправным членом взрослого общества, быть самостоятельным, добиваться уважения со стороны старших. При этом социально подросток остаётся ещё школьником, его стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны взрослого окружения. Это противоречие и лежит в основе подросткового кризиса.
В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в затяжные кризисы. Именно в этом возрасте – как регрессивная декомпенсация кризиса – появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости (дереализации и деперсонализации).
Психологу, работающему с ребёнком или подростком, оказавшемся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, или суицид
Подростковый кризис (13-17 лет)		Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние

Слайд 12Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
ПТСР возникает как отставленная и/ или затяжная реакция

на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.
Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения, обычно их разделяют на группы: острые ПТСР (продолжительностью менее трёх месяцев), хронические (продолжительностью 3 месяца и более) и отсроченные (проявляющиеся по крайней мере через 6 месяцев после пережитого стресса).
Посттравматические нарушения характеризуются:
Повторением травматического переживания в мыслях, снах и воспоминаниях;
Ослаблением связей с жизнью, проявляющемся в сдерживании эмоций, ощущении оторванности от других и уменьшении активности в значимых видах деятельности;
Возникновением и развитием психосоматических симптомов (нарушение сна, расстройства памяти).
Специфически детских особенностей ПТСР нет, но есть возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)		ПТСР возникает как отставленная и/ или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию

Слайд 13Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей
Кратковременное психотическое нарушение
Ночные

кошмары
Страх разлуки
Нарушение способности к реактивной привязанности
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная фуга
Конверсионное нарушение
Деперсонализация
Специфические страхи
Панические атаки
Депрессивные эпизоды
Соматизация
Пограничные личностные нарушения
ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.
Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детейКратковременное психотическое нарушениеНочные кошмарыСтрах разлукиНарушение способности к реактивной привязанностиДиссоциативная

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть