Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Prezentacii.com
Слайд 2
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и
считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А.
Слайд 3 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
1.Анатомо
– физиологическая
2.Психологическая
Интеллектуальная
Мотивационная
Волевая
Коммуникативная
3.Речевая
4.Педагогическая
Слайд 4Психологическая готовность к школе
«Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) —
комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Слайд 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная готовность: развитие кругозора, запаса конкретных знаний
общая осведомленность
и социально-бытовой ориентировка;
знания и представления об окружающем мире;
развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве
познавательная активность;
оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций
Слайд 6 МОТИВАЦИОННАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ)
ГОТОВНОСТЬ
внутренняя внешняя
ребёнок хочет идти в школу, у ребёнка появится
потому что там интересно ранец, тетради, учебни-
(он хочет много узнать) ки и т.д.
социальная позиция школьника
Слайд 7 ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
ребенок способен поставить цель;
принять решение;
наметить план действия, исполнить его;
проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия;
оценить результат своего действия
формируются поступки
Слайд 8 КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
общение со взрослыми
общение со сверстниками
уметь общаться со - уметь договариваться;
взрослым собесед- - уметь кооперироваться;
ником - спокойно чувствовать
(осознание контекста себя в условиях конку-
общения) ренции
Слайд 9 Школьные нагрузки и здоровье.
В течение первого полугодия довольно
часто за счет режима учебных занятий и степени учебной нагрузки отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников (особенно детей, не достигнувших 7 лет):
1. Снижение массы тела, ухудшение работоспособности, сонливость, головные боли.
2. Артериальное давление.
3. Ухудшение зрения.
Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на плохое самочувствие и под любым предлогом отказываются идти в школу.
Слайд 10
Еще одна группа детей, вызывающая большую
тревогу учителей и родителей: это так называемые «медлительные дети».
У них медленный темп деятельности, а значит и медленная речь и письмо, они дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Как правило, темп работы в классе им не по силам.
Отсюда вытекают проблемы: усиливающее напряжение, связанное с адаптацией к учебной нагрузке и, как правило, приводящее к нарушениям в состоянии здоровья этих детей.
Слайд 11 У детей 6 – 6,5 лет уже
после 15-20 минут работы снижается работоспособность и, естественно большая чем 30-35 минут продолжительность урока не только малоэффективна, но является физиологически необоснованной и может вызвать значительное утомление.
При проведении 40-45-минутных уроков качественные показатели работоспособности ухудшаются на 70%.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Мальчики
Важен конечный результат работы.
По лицам не всегда видна
реакция, т.к. не смотрят в глаза.
Дольше включаются в работу.
Мало реагируют на интонацию учителя, нацелены на смысл информации.
Обучение через логику к эмоциям.
Лучше реагируют на новые задачи, нестандартные логические задания.
Девочки
Важен сам процесс деятельности. Стараются завладеть вниманием учителя и смотрят ему в глаза.
Сразу включаются в деятельность.
Реагируют на эмоциональную окраску нового материала.
Обучение от эмоций к логике.
Лучше реагируют на нужны однотипные задачи, хорошо действуют по аналогии.
Слайд 14 ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
-все время поддерживать ребенка;
- научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты;
- удержаться от замечаний и претензий;
-относится к ребёнку крайне деликатно;
-много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;
- относится с уважением к педагогу
все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко
Слайд 15 ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Устойчивое внимание
Умеющий думать
Умеющий делать выводы
Умеющий фантазировать
Наблюдательный
Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли
Умеет ориентироваться в пространстве листа бумаги
Слайд 16Настроен на обучение
Готов к серьезной работе
Учится с интересом
Хочет узнавать новое
Любит думать
Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями
Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
Слайд 17Способен управлять своим поведением
Собранный
Сосредоточен на выполнении
задания не очень интересного, но очень нужного
Умеет выдерживать напряжение в работе
Способен сделать усилие воли
Способен поставить "надо" выше желания "хочу"
Способен слушать и выполнять требования учителя
Исполнительный
Усидчивый
Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо
Слайд 18 Не боится вступать в новый коллектив
Не боится
обращаться с вопросами к учителю
Понимает мимику учителя
Умеет слышать интонацию голоса учителя
Дорожит отношением к нему учителя
С чувством дистанции к взрослым
Ответственный за свои поступки
Соблюдающий необходимые нормы приличия
Умеет говорить свободно, не стесняясь
Общительный
Скромный в общении
Эмоционально отзывчивый
Уважающий себя
Уважающий товарищей
Уважающий родителей
Добрый
Отзывчивый к просьбам товарищей
Слайд 19«Портрет» первоклассника, неготового к школе:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность
поведения,
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития
Слайд 20=
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как подготовить малыша к школе
Научите различать право-лево.
Покажите,
как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.
Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
Слайд 21Тест “Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?”
1. Мне
кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
Слайд 22
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны
дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
Слайд 2314. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Подсчитайте количество положительных ответов.
Слайд 24
Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас
есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с воспитателями д/с, учителями будущих первоклассников и детским психологом.
Слайд 25 Памятка родителям
Не сердитесь, если в речи педагога уловите
поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче.