Слайд 1ПСИХОХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ В ДОУ
Выполнила: Колпакова Ксения студент 3 курса.
Слайд 3Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка –
поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Под коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Слайд 4Цели и задачи психологической коррекции
Слайд 5 Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с
этим возникает ряд актуальных вопросов:
Что следует понимать под отклонением в развитии?
Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?
Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?
Слайд 6 Постановка целей коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как
активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
Оптимизация социальной ситуации развития.
Развитие видов деятельности ребенка.
Формирование возрастно-психологических новообразований.
Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности конечном счете будут определяться ее целями.
Слайд 7 При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) Цели коррекции должны
формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры доя точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
Слайд 82) Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной
работы и возможностью коррекционной работы и возможностями переноса нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то коррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, поэтому замедляет собой более существенные усилия.
3) При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях.
4) Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере дошкольников позитивных эффектов коррекционной работы.
Слайд 9Таким образом, очень важна диагностика нарушений в общении у дошкольников на
ранних этапах их развития. Только в это время можно произвести коррекцию этих нарушений: обучение таких детей игровым навыкам, совершенствование у них способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников, дальнейшая организация игрового взаимодействия могут вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к установлению контактов.