Слайд 1ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Старший воспитатель
МАДОУ «ДС № 427 г. Челябинска»
Кагирова Юлия
Игоревна
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Теоретический аспект
Эмоции
- это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта
Слайд 3Особенности
Функция эмоций – это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями
в организме. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой, быть только положительной
Роль эмоций – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций может быть положительной и отрицательной
Слайд 4«Отрицательные» (гнев, злость и т.п.) эмоции, по мнению Б.И. Додонова, играют
более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее (цит. по Макаровой, 1968)
Слайд 5СТРЕСС
Изношенность организма, связанного с напряжением (Г. Селье, 1979)
Состояние
психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условия, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах (психологический словарь, 1998)
Психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться или сложно его переносить (Colman A.M., 2001)
Слайд 6ПРИЧИНЫ СТРЕССА
Стимул или стрессор, который может «запустить» в действие реакцию борьбы
или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум)
ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СТРЕСС
окружающая среда (учебная нагрузка, количество воспитанников, безопасность);
персональные (работоспособность, терпение, здоровье)
Слайд 7ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»
Неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в
себя психофизиологические и поведенческие компоненты (Гринберг Д., 2000)
Исследования Н.А, Аминовой, Л.Г, Федоренко (2003) доказали, что спустя 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги
Слайд 8««Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими
симптомами:
УХУДШЕНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА;
УЧАЩЕНИЕ ЖАЛОБ НА ЗДОРОВЬЕ;
ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ;
СНИЖЕНИЕ САМООЦЕНКИ И Т.Д.
Слайд 9ПРИЧИНЫ СИНДРОМА СГОРАНИЯ:
неудовлетворенность работой, вызванная низкой оплатой труда;
неустроенность
личной жизни, в связи с перегрузками на работе (работа в две смены, дополнительная занятость, кружковая работа и т.п.);
низкая продуктивность деятельности – результат сниженной мотивации и слабо развитой креативности;
конфликтные ситуации с родителями воспитанников, с администрацией, со своей семьей и т.д.;
прочее
Слайд 10СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА (С.С. СЕРГЕЕВ)
действия самих сотрудников: приятные отношения со
всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можешь съесть» и др.;
мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.;
Слайд 11Способы эффективного преодоления эмоционального опустошения и возращения к продуктивному взаимодействию с
окружающими (по Д. Гринбергу, 2002)
составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы;
перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз;
соблюдать культуру здоровья, т.е. начать заботиться о физическом и психическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, вести борьбу с вредными привычками, использовать тренинговые методы релаксации, развивать коммуникативные навыки, креативность мышления;
регулярно встречаться с друзьями и коллегами (в не рабочей обстановке) – это ваша «группа поддержки»;
делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на роликах, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и т.п.
Слайд 12Как управлять стрессом (Д. Фонтан, 1995):
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
определите, относитесь ли
вы к группе риска, если да, то в любой стрессовой ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в вашей компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех случаях, если вы совершили небольшую оплошность – умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта, они способны быть гибкими
Слайд 13СОВЕТ ВТОРОЙ
учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события
вызывают в вас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций и решить, как реагировать на них: гневом или умением держать себя в руках. Смоделируйте ответную реакцию на стрессовую ситуацию заранее, что, безусловно, облегчит вашу жизнь
Слайд 14СОВЕТ ТРЕТИЙ
иногда люди принимают слова и действия других на свой
счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ
в стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлимым
Слайд 15СОВЕТ ПЯТЫЙ
занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные
упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемой с коллегами, близкими или обратитесь к психологу
Слайд 16РЕЛАКСАЦИЯ
Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы;
напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление – быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;
напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление на выдохе
Таким образом, алгоритм релаксации таков:
Слайд 17ВДОХ (МЕДЛЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ)
НЕБОЛЬШАЯ ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ (МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАПРЯЖЕНИЯ)
ВЫДОХ (БЫСТРО; РАССЛАБЛЕНИЕ
Слайд 18РЕКОМЕНДАЦИИ
увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника);
сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр, ужин в ресторане, просмотр любимых фильмов и т.п.);
разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве;
найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом;
позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием»;
займитесь тем, чем давно хотели заняться, но на что никогда не хватало времени;
в выходной позвольте себе подольше поспать;
потратьте некоторую сумму из личных сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку;
похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У каждого могут быть некоторые приемы, которые испробованы и приносят результат
или можно найти собственные рецепты, которые будут подходить только вам и никому больше.
Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести «лекарство» против стресса.
Есть способы, методы, рекомендации, которые тоже не могут быть 100% идеальными, но даже, если они помогут хоть несколько раз, возьмите их на вооружение и
ЭТО СДЕЛАЕТ КАЖДОГО ИЗ НАС НЕМНОГО СЧАСТЛИВЕЕ!!!