Слайд 1Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Подготовили:
Букша С.В.
Логинова Т.С.
Алексеева М.В.
г.Балахна
2014г.
Слайд 2Модернизация образования
Формирование новой модели детского сада
Качественное повышение уровня профессионализма
педагога
Слайд 3Актуальность
Политика государства
в области образования
Требования социума современной деятельности
Региональные направления развития образовательной системы
Миссия
образователь
ной организации
Слайд 4Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования определены в нормативных документах
Приказ
Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (рег. в Минюсте России 06.10. 2010 г. № 18638)
«Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013
г., № 1155, (рег. в Минюсте России 14.11.2013 г. № 22303)
«Профессиональный стандарт педагога» - Приказ Минтруда
России от 18.10.2013 № 544н (рег. в Минюсте России 06.12.2013,
№ 30550)
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, р.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 5 Исследование профессиональной компетентности педагога
— одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова
«Профессиональная компетентность» рассматривается как :
совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;
объем навыков выполнения задачи;
комбинация личностных качеств и свойств;
комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
направление профессионализации;
теоретическая и практическая готовность к труду ;
способность к сложным культуросообразным видам действий;
основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности .
Слайд 6Педагогическая компетентность –
оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности
в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Слайд 7Современные представления
о профессиональной компетентности
Профессиональная
компетентность
педагога
информационные
коммуникационные
ориентационные
аналитические
мобилизационнные
прогностические
проективные
организационные
Слайд 8Содержание педагогической компетентности
Слайд 9Современному педагогу необходимо
быть:
Профессионально компетентным
Творчески активным
Конкурентно способным
Уметь позиционировать себя в условиях
дошкольного
учреждения, на муниципальном, областном и
всероссийском уровнях.
Слайд 10Структура профессиональной компетентности
когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических
и методических наук
деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт
профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога
Слайд 12Современные требования к компетентности педагога
Владеть формами и методами воспитательной работы
Владеть методами
организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Слайд 1310. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Слайд 14 Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим
в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Владеть ИКТ-компетенциями
Слайд 15(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Слайд 16
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный
и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью
Слайд 17«Я – концепция»
Когнитивный компонент – образ своих:
качеств;
способностей;
внешности;
социальной значимости.
Эмоциональный компонент:
самоуважение;
себялюбие;
самоуничижение.
Оценочно-волевой
компонент:
стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
Компоненты «Я-концепции»:
Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);
Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);
Я – динамический (каким я стараюсь стать);
Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).
Структура «Я-концепции»:
Слайд 18метод «Ассоциации»
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?
(Слова должны
начинаться с букв данного слова).
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Слайд 19Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская,
экспериментальная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
Обобщение собственного педагогического опыта.
Слайд 20Сущность педагогических способностей
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям
педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Слайд 21Профессиональные умения -
способность специалиста применять
полученные профессиональные знания в практике
своей деятельности
исследовательские -гностические: поиск, восприятие и отбор информации, ее анализ, интерпретация
проектировочные -прогнозирование; конструирование: постановка целей и задач, подбор и сочетание содержания, методов и средств
исполнительские -реализации плана и организаторские: создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых
коммуникативные -контактность, общение, артистизм, взаимоотношения; восприятие и анализ действий субъектов педагогического процесса
рефлексивные -оценка, самоанализ собственной личности,
деятельности и общения.
Слайд 22Трудовые функции педагога в образовании
РАЗВИТИЕ
ОБУЧЕНИЕ
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание
Обучение Развитие
Слайд 23Самообразование –
необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое
сопутствует ему всегда.
Слайд 24
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных
качеств.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Профессиональные компетентности педагога ДОУ:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Слайд 25Анкета
1.Общительность
2. Требовательность к людям
3. Преданность делу
4. Принципиальность
5.
Инициативность
6. Умение предвидеть
7. Умение контролировать исполнение
8. Чувство юмора
9. Требовательность к себе
10. Умение слушать
11. Умение убеждать
12. Самокритичность
13. Внимательное отношение к людям
14. Вежливость
15. Искренность
16. Тактичность
17. Справедливость
18. Доверчивость
19. Работоспособность
20. Выдержка
21. Умение оценить работу
22. Воображение
23. Умение инструктировать
24. Умение заинтересовать работой
25. Умение показать личный пример
26. Активность в общественной работе
27. Умение организовывать людей
28. Умение управлять своими эмоциями
Слайд 26Модернизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу, обладающего компетентностью,
креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу и соответствующего Стандарту педагога
Слайд 27
Умение ориентироваться в информационных потоках
Осваивать новые технологии
Искать
и использовать недостающие
знания
Обладать
такими качествами:
Универсальность мышления
Мобильность
Динамизм
Самообразовываться