Слайд 1ПРОЕКТ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Редковникова Е. И.
МБОУ СОШ №4
Слайд 2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов зародился во второй
половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания»
Слайд 3
проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел,
путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и так далее.
Проектная деятельность раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
Слайд 4
Метод проектов- это совместная деятельность учителя и учащихся, родителей, направленная на
поиск решения возникшей проблемы
Слайд 5
Умения и навыки
Социальные
Коммуникативные
Исследовательские
Информационные
Презентационные
Рефлексивные
Оценочные
Слайд 6УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПД
1. « Исходи из ребенка»
2.Обеспечение: дидактическое, информационное, материальное
прямо в школе.
3.Помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Мини-проекты
Краткосрочные проекты
Недельные проекты
Годичные проекты
Слайд 8ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ СОСТАВУ
Индивидуальные
Парные
групповые
Слайд 9СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИЙ ПРОЕКТОВ. ТАК, ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ:
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные,
информационные,
приключенческие,
игровые.
Слайд 10ПРОЕКТ
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
портфолио (папка-отчёт)
презентация
Слайд 11 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая
практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Слайд 13ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. Золотая осень.
Слайд 14ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком –
либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Слайд 17ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата
деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Слайд 19ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
система школьного самоуправления;
справочник;
учебное пособие;
экскурсия.
Слайд 20ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЯМИ УСПЕХА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ?
Достигнут конечный результат.
Создана активная
команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Слайд 21
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита
проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Слайд 22
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к
реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Слайд 23ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ
.Старайтесь подходить ко всему
творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Слайд 24ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ
КОМПЛЕКСНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ
НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Этапы:
Подготовительный этап
включает разработку творческого комплексного проекта,
знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
Основной этап
предусматривает реализацию проекта с учащимися
начальных классов и выявление уровня сформированности
коммуникативной, информационной компетентностей
и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
Контрольный этап
предполагает определение динамики продвижения учащихся,
анализ результатов работы.
Слайд 25ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Тема: «Фестиваль русских народных сказок».
Цели:
познакомить обучающихся с принципом
комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс;
воспитывать интерес к духовной культуре,
нравственности.
Слайд 26
Задачи проекта:
развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся;
формирование умений взаимодействия
и взаимопомощи в группе;
разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
Слайд 27
Тип проекта:
групповой;
внеурочный;
среднесрочный;
творческий, практико-ориентированный.
Слайд 28
Предполагаемый продукт проекта:
выставка рисунков;
театрализация сказки;
«Фестиваль сказок» на параллель 2
–х классов;
Слайд 29
Этап 1. Предпроектная подготовка
беседа «Я выполняю проект»
знакомство с русским
народными сказкам
знакомство родителей с методикой организации проектной деятельности детей
Слайд 30
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
из рисунков ребят оформить выставку;
инсценировать сказку «Теремок»:
-
распределить роли;
- подобрать костюмы;
- отрепетировать сказку на сцене;
составить сценарий праздника;
- подобрать номера для участия в празднике;
- разучить стихи, загадки, песни;
- отрепетировать на сцене.
Слайд 31
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Оформление выставки рисунков.
Театрализация фестиваля.
Инсценировка сказки «Теремок».
Слайд 32
Этап 4. Презентаци.
Презентация нашего проекта пройдёт перед учащимися 2-х
классов. Жюри: учителя, ученики и гости праздника.
Слайд 33
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в
работе над данным проектом будет письменная самооценка участниками проекта: процесса и результата собственной деятельности.
Слайд 34
Роль родителей на этапах выполнения проекта
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо
– ваш ребенок!
Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!