Слайд 1СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОУ
Составитель: воспитатель Афанасьева И.С.
МАДОУ «Детский сад
№100» общеразвивающего вида г.Сыктывкара
Слайд 2КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО
ПРОЕКТ
Слайд 3ПРОЕКТ - ЭТО:
(ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА С.И.ОЖЕГОВА)
Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма,
устройства. (проект здания, моста. Проект реконструкции улицы. Дипломный проект)
Предварительный текст какого-нибудь документа.(Проект резолюции)
Замысел, план.
Слайд 4ПРОЕКТ – ЭТО:
ЗАМЫСЕЛ:
ЗАДУМАННЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАМЕРЕНИЕ.
ПЛАН:
ЗАРАНЕЕ НАМЕЧЕННАЯ
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ ПОРЯДОК,ПОСЛЕДО-
ВАТЕЛЬНОСТЬ
И
СРОКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Слайд 6Дж.дьюи (1859-1952) – основоположник проектного метода
(АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ И ПЕДАГОГ)
Слайд 7В.Х. Килпатрик (1836-1881гг) - статья «Метод проектов»(1918), в которой
он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
Слайд 8 1. ПРОБЛЕМА
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
4. ПРОДУКТ
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
6.
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
ШЕСТЬ «П» ПРОЕКТА
Слайд 9ПРОЕКТЫ МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА:
ПРОБЛЕМУ ОПРЕДЕЛЯЕТ РЕБЕНОК
ПРОБЛЕМУ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПЕДАГОГ
ДЕТСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Слайд 11ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ – это «…СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ УСЛОВИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ДЕТЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ
СОВМЕСТНО СО ВЗРОСЛЫМ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ДОБЫВАТЬ ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ, ПОИСКОВЫМ ПУТЕМ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ЕГО И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ»
(Успех. Совместная деятельность взрослых и детей. С.108)
()
Слайд 12Актуальность метода проекта в доу
УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОСТИ ТАКОВЫ, ЧТО ДОШКОЛЬНИК
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «ЧИСТЫМ ЛИСТОМ» ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ. ВСЕ ЧАЩЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕРВОКЛАССНИКУ, ЗАСТАВЛЯЮТ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАТЬ, ВКЛАДЫВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ТРЕНИРОВАТЬ И Т.Д.». ДЕТИ, ОБЛАДАЮЩИЕ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ, ПРИОБРЕТАЮТ ИХ БЕССИСТЕМНО. ДОЛГ ВЗРОСЛОГО – ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ, УСВАИВАТЬ ЕЕ В ВИДЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ПЕДАГОГ ГРАМОТНО УПРАВЛЯЕТ РЕБЕНКОМ, ОПРЕДЕЛЯЕТ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКА.
ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТАЛ МЕТОД ПРОЕКТОВ.
ЭТОТ МЕТОД ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ТЕМ САМЫМ ПОЗВОЛЯЯ ЕМУ УСПЕШНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 13СУТЬ МЕТОДА ПРОЕКТА
Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
Нежесткое
формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТВОРЧЕСКИЙ
НОРМАТИВНЫЙ
Слайд 15По продолжительности проекты бывают:
- КРАТКОСРОЧНЫМИ
(ОТ ОДНОЙ
НЕДЕЛИ ДО НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ)
- ДОЛГОСРОЧНЫМИ
(ОТ ПОЛУГОДА ДО НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ)
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРВОЕ: ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(КОТОРАЯ НЕ РЕШАЕТСЯ ПРЯМЫМ ДЕЙСТВИЕМ)
ВТОРОЕ:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОТИВИРОВАНЫ
(НЕОБХОДИМ НЕ ПРОСТО ИНТЕРЕС, НО И СМЫСЛ)
ТРЕТЬЕ: АДРЕСНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЕКТА
(РЕБЕНОК ИЩЕТ АДРЕСАТА – ЧЕЛОВЕКА,
К КОТОРОМУ ОБРАЩЕНО ЕГО
ВЫСКАЗЫВАНИЕ)
Слайд 17СПЕЦИФИКА использования метода проектов в дошкольной практике
ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО «НАВОДИТЬ» РЕБЕНКА,
ПОМОГАТЬ ОБНАРУЖИВАТЬ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ДАЖЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ВЫЗВАТЬ К НЕЙ ИНТЕРЕС И «ВТЯГИВАТЬ» ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ, ПРИ ЭТОМ НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВОВАТЬ С ОПЕКОЙ И ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО НЕ ДОЛЖЕН ПРЕДЛАГАТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ.
Слайд 18ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
I этап - воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап – разработка совместного плана действий по достижению цели (т.е. гипотезы).
III этап – практическая часть, где дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этап – презентация проекта.
Слайд 20Педагогический проект -
это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и
средств для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей;
это продуктивная деятельность. Ее продуктом выступает ПРОЕКТ.
Слайд 21Основа педагогического проекта
Наличие проблемы в деятельности педагога, ее формулирование
Разработка комплекса мероприятий,
направленных на устранение этой проблемы
Слайд 22Цель педагогического проекта
проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта
как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам
Слайд 23Объекты педагогического проектирования
педагогические системы (система правового просвещения участников педагогического процесса в
ДОУ, система взаимодействия педагога с родителями воспитанников и др.);
педагогические процессы (процесс обучения детей третьего года жизни на занятии по формированию элементарных математических представлений на тему «Свойства предметов» и др.)
педагогические ситуации (ситуации нравственного выбора для дошкольников и др.)