Слайд 1Проектирование основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 2Федеральный закон от 1 сентября 2013 г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Дошкольное
образование – уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
Вариативные примерные основные образовательные ПРОГРАММЫ
Экспертиза ПРОГРАММ
Реестр
ПРОГРАММ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Закон «Об образовании в РФ» (ст. 1, п.9)
Образовательная программа - комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Слайд 4«Основная образовательная программа дошкольного образования» -
программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая
в дошкольном образовательном учреждении (группе):
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
ОП представляет стратегический уровень управления ДОО, на ее основе разрабатывается годовой план ДОО.
Также ОП является методическим документом для реализации миссии, концепции и программы развития ДОО в образовании детей.
Слайд 5Назначение образовательной программы
Для руководителей органов управления образованием – ОП является механизмом
внешнего контроля за деятельностью ДОО.
Для родителей (законных представителей) воспитанников – ОП дает возможность принять участие в организации образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания.
Для школ – для определения преемственности уровней образования.
Для воспитанников – раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка и направленного формирования тех компетенций, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной перспективе.
Слайд 6Назначение образовательной программы
Общее назначение ОП – нормирование содержания ДО в соответствии
с ФГОС ДО и определение вариативных путей его реализации в ДОО на основе анализа возможностей образовательной организации, социального заказа и потребностей основных потребителей образовательных услуг – детей и семьи.
Слайд 7Основная общеобразовательная программа
это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания
образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Слайд 8 как, с учетом конкретных условий, создается
в дошкольном образовательном учреждении любого
вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
Программа должна показать:
какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
Слайд 9Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Утвержден приказом Минобрнауки России
от 17
октября 2013 г. № 1155
Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384
Обязательная часть (не менее 60%)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комплексная программа = Примерная основная образовательная программа
Парциальные программы
Слайд 10Количество Программ в ДОО
Две Программы и более
Одна Программа
если в Организации действуют
группы одной направленности
если в Организации действуют группы нескольких направлений и принято решение объединить цели и задач этих групп в одной Программе
если Программа разрабатывается для одной или нескольких групп ДОО
Слайд 11Классификация структурных подразделений (групп)
С учетом направленности решаемых задач
На основе продолжительности пребывания
детей
С учетом возрастных особенностей детей
Общеразвивающие
Компенсирующие
Оздоровительные
Комбинированные
Кратковременного пребывания детей
(до 5 ч.)
Сокращенного дня
(8-10 ч.)
Полного дня
(10,5 – 12 ч.)
Продленого дня
(13-14 ч.)
Круглосуточного пребывания
Раннего возраста
(2 мес. – 2 г.)
Младшего дошкольного возраста
(от 2 до 4 лет)
Среднего дошкольного возраста
(от 4 до 5 лет)
Старшего дошкольного возраста
(от 5 до 7 лет)
Разновозрастные группы
Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
к условиям реализации Программы, включающим требования к
психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
к структуре Программы;
к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Слайд 13ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы должно охватывать
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Слайд 14СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа включает три основных раздела:
целевой
содержательный
организационный
В каждом из
них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Слайд 15Целевой раздел программы
конкретизируют требования Стандарта :
к целевым ориентирам в обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
Слайд 16Программа строится на основании следующих принципов
1. Принцип развивающего образования, в
соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3. Принцип интеграции содержания ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Слайд 17СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
и должен
включать:
● содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
● описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
● содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
Слайд 18Образовательные области
(направления развития ребенка)
Слайд 19
Образовательная область «Физическое развитие»
Слайд 20Цель
гармоничное физическое развитие
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой
формирование основ здорового образа жизни
Слайд 25Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Слайд 26Основная цель
позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства
Слайд 27Основные направления
реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Трудовое воспитание
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Слайд 28
Образовательная область
«Речевое развитие»
Слайд 29Основная цель
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими
на основе
овладения литературным языком своего народа
Слайд 34Образовательная область «Познавательное развитие»
Слайд 35Основная цель
развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить
на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Слайд 37
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Слайд 38Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования
Развитие
предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Слайд 39ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
должен содержать :
описание материально-технического обеспечения Программы,
обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания,
включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 40Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
Краткая презентация Программы
должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
используемые Примерные программы;
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Слайд 41Модели разработки основной образовательной программы ДОО
В зависимости от уровня новизны и
самостоятельности, характеризующих модель образовательного процесса ДОО, можно выделить следующие варианты программ:
ДОО выстраивает образовательный процесс на основе сочетания комплексной и парциальной (-ых) программ (федерального и регионального) значения;
ДОО выстраивает образовательный процесс на основе комплекса парциальных программ;
ДОО адаптирует комплексную программу к своим условиям;
ДОО создает свою авторскую программу.
Слайд 42Этапы разработки ООП ДО
Аналитический этап. На начальном этапе рекомендуется разработать ОП
для всего ДОО в целом. Далее она может быть конкретизирована для отдельных групп воспитанников, в идеале – для каждого воспитанника ДОО.
Срок действия ОП может быть разный. Основная часть ОП должна соответствовать времени пребывания ребенка в конкретном ДОО. В то же время отдельные разделы ОП могут изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.
Слайд 43Этапы разработки ООП ДО
Прогностический этап. Важно определить приоритетное направление деятельности ДОО
в соответствии с его возможностями, социальным заказом и потребностями воспитанников.
Идеальный вариант прогноза предусматривает ранжирование выявленных в ходе анализа проблем по степени их значимости, разработку плана действий по решению проблем, структурированного в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 44Этапы разработки ООП ДО
Организационный этап.
Алгоритм организации деятельности ДОО по разработке,
реализации и совершенствованию ОП:
Создание рабочей группы по разработке ОП – приказ по ДОО;
План деятельности рабочей группы, утвержденный руководителем ДОО;
Внешняя экспертиза ОП (1-2 экспертных заключения);
Протокол педагогического совета, на котором утверждена ОП;
Приказ по ДОО о реализации ОП с указанием ответственных за или иные направления;
План ДОО по реализации ОП;
Изменения и дополнения в ОП;
Аналитическая справка (обоснование) о необходимости изменений и дополнений;
Протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в ОП;
Приказ по ДОО о реализации принятых изменений и дополнений.
Все обозначенные документы составляют необходимую часть приложений в ОП, так как показывают механизм ее разработки в конкретном ДОО
Слайд 45Этапы разработки ООП ДО
Контрольный этап. Он включает мониторинг разработки программы. Здесь
оценивается степень разработанности плана разработки ОП (наличие измеряемых показателей по каждому этапу работы). Контроль сочетает в себе внешний и взаимный контроль, самоконтроль. Контроль должен быть своевременным и гибким.
Коррекционный этап. Он направлен на оптимизацию основных этапов работы коллектива.