Слайд 1Проект в старшей группе:
«Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей старшего
дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель Макаревич И.М.
Слайд 2Паспорт проекта.
Вид проекта:
Игровой
-Информационный
-Творческий
Состав участников:
Дети старшей группы
Педагоги
Родители
Продолжительность проекта:
Краткосрочный (сентябрь-ноябрь 2019 уч.г.)
Слайд 3Методы и приёмы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Слайд 4Формы реализации:
Культурно-досуговая деятельность
НОД
Игровая деятельность
Средства реализации
Методические принципы:
-Учет возрастных особенностей детей.
-Доступность материала.
-Постепенное усложнение.
Слайд 5Актуальность проекта.
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются
его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места. Материальные ценности возносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Слайд 6«Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового
теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, простого человека, уважающего себя и историю своей страны – не только не забывать эти традиции,
но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения в поколение, как самое дорогое наследие»
Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог, писатель.
Слайд 7Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с
жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и координацию движений.
К,Д, Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Слайд 8Задачи проекта:
-Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к истории Российского
государства.
-Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
-Изучение культурных духовно-нравственных традиций русского народа.
-Физическое развитие дошкольников.
-Совместная деятельность детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
Цели проекта:
-Формирование у детей 5-6 лет, интереса к истории и культуре русского народа, через народные игры.
-Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей Родины.
Слайд 9Ожидаемые результаты для детей:
-Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок
для дальнейшего личностного развития.;
-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
-Формирование чувств национального достоинства;
-Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении.
Ожидаемые результаты для родителей:
-Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
-Объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития в воспитании детей;
-Создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Слайд 10Педагогическая значимость русских народных игр:
1.Яркое отражение образа жизни людей, их труда,
быта, национальных устоев
2. Содержание в играх юмора, шуток, задора
3. Доступность и выразительность
4. Расширение представлений об окружающем мире
5. Фольклорный текст, музыка, динамичность действий
6. Наличие определенных правил
7. Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости
8. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
«Сохраните, сберегите эту драгоценность, эту игру, она ведь учит не только бегать, она учит дружеской спайке, когда один за всех и все за одного.» Александр Иванович Куприн – русский писатель.
Слайд 11Работа с родителями в рамках реализации проекта:
-Ознакомление родителей с планом данной
проектной деятельности (дополнение, уточнение, утверждение)
-Консультация на тему «Методы и прёмы ознакомления детей с народной игрой».
-Индивидуальное беседы о значимости совместной игровой деятельности с детьми.
-Наглядность в уголке для родителей «история и виды народных игр».
-Проведение открытых мероприятий с участием родителей.
-Участие родителей в развлечениях, праздниках, конкурсах и выставках.
Слайд 12
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1.Изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы:
Литвинова
И. Н. «Детские народные подвижные игры».
«Русские народные подвижные игры».
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».
Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения».
Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г..
2.Подбор материала, иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок игр по теме.
3.Составление картотек: «Народные считалки и заклички», «Народные игры для детей старшего возраста»
4.Разработка перспективного плана данного проекта и обсуждение его с родителями группы.
5.Подбор видеофильмов, музыкальных произведений, народных песен об играх и для их проведения.
6.Подбор костюмов. Атрибутов, инвентаря для проведения с детьми различных игр по плану данного проекта.
7. Анкетирование родителей: «Как мы играем с ребенком»
8. Наблюдение за детьми, в какие игры любят играть.
Слайд 132. Основной Этап.
1.Семенар – практикум для родителей: «Роль семьи в
духовно – нравственном воспитании детей»
2.Презентация для детей и родителей: «Играем дома в народные игры»
3.Презентация для детей « Народные игры бывают разные» ( хороводные, подвижные, словесные, игры с диалогом, игры-забавы, игры-соревнования).
4. Ознакомление детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
5. Использование народных игр во время любых занятий по программе и сетке занятий.
6.Организация подвижных игр на прогулке.
7.Проведение досуговых занятий «Игры наших бабушек» совместно с родителями группы.
8.Конкурс рисунков на тему: «Моя любимая игра» - совместное изготовление родителей с детьми атрибутов к различным играм.
Слайд 143. Заключительный этап.
1.Создание книжек-малышек «Моя любимая народная игра».
2.Организация и проведение
отчетного досугового мероприятия с участием родителей «Вместе весело играть».
Слайд 15Раскрутилась карусель: лишь сверкают пятки! Ну-ка, все не отставать! Быстрей, быстрей
ребятки!
Ты катись веселый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
тот сейчас станцует нам.
Слайд 16Две команды встали в ряд – кто победит тот будет рад!
Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!
Слайд 19Наши мамы помогают
Деток к играм приучить!
Чтоб по мудростям народным
Ребятишкам дальше жить!
Слайд 20Вывод
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников, помогает духовному совершенствованию
личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.
«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».
Иван Петрович Сахаров – русский этнограф-фольклорист.