Слайд 1Проект по опытно – экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Ионова Елена
Владимировна
САМУЙЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИСЛАВОВНА
воспитатели МБДОУ ДС №34
«Русская сказка» г.Смоленск
Слайд 2Тип проекта – исследовательский
По составу – групповой
По срокам реализации – долгосрочный
Слайд 3Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное
стремление
к знаниям, желание самим находить решение в тех или иных ситуациях.
В настоящее время в системе дошкольного воспитания формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Слайд 4Есть у меня шестеро слуг проворных, удалых
И все, что вижу я
вокруг, все узнаю от них.
Они по знаку моему являются в нужде…
Зовут их: «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где?»
Слайд 5Цель проекта – развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Задачи проекта:
Поддерживать
интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Слайд 6Предполагаемые итоги реализации проекта
Любознательный, активный ребенок
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире,
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращается за помощью.
Адекватно использует вербальные и не вербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим
Умеет работать по правилу и образцу, слушать и слышать взрослого и выполнять его инструкции
Направления экспериментальной деятельности
Слайд 8Детская лаборатория (создание предметно-развивающей среды, возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов)
Слайд 9Правила выбора темы
Тема должна быть интересной ребенку, увлекать его;
Тема должна быть
выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые знания, умения и навыки);
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности ( оригинальность в данном случае понимается не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления)
Слайд 10Структура детского экспериментирования
Постановка проблемы
Поиск путей решения проблемы
Проверка гипотез, предположений
Обсуждение увиденных полученных
результатов
Формулировка выводов
Слайд 11Эксперименты с водой – позволяют детям сравнить различные состояния воды.
«Вижу
- не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиками льда», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода», «Почувствуй стакан»
Слайд 12Эксперименты с воздухом позволяют детям понять, что воздух невидим, но он
вокруг нас.
«Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «Он в мешке», «Соломинка – пипетка», «Место для воздуха»
Слайд 13Эксперименты с песком дают возможность выделять новые свойства песка.
«Свойства мокрого песка»,
«Цветной песок», «Можно ли услышать песок?», «Чистая вода», «Ветер в пустыне»
Слайд 15«Учить ли детей делать открытия?»
Конечно, да! Как это сделать таким образом,
чтобы подобное обучение учитывало природу ребенка, способствовало его развитию?
Начинать необходимо с тех проблем, которые больше всего интересуют детей и вызывают у них удивление.
Начальной точкой для разговора становится детский вопрос, на который ребенок пытается ответить самостоятельно, выдвигает свои гипотезы. Взрослый лишь помогает ребенку обсудить его варианты и проверить предположения на основе опыта.