Слайд 1«Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
»
Подготовила старший воспитатель МБОУ «Подужемская СОШ» Горбачева Е.П.
Слайд 2Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Слайд 3 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а
всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Слайд 4Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Слайд 5Преемственность
непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Советский философский словарь
Слайд 6Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется
самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Слайд 7Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля,
а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Слайд 8Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена
Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.):
преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Слайд 9Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов начального образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС НОО – учить детей самостоятельно учиться
Слайд 10Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
формирование умения учиться.
Слайд 11Преемственность с точки зрения детского сада-
Преемственность с позиции школы-
это опора
на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного
и операционного уровня развития ребёнка.
это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Слайд 12Проблемы преемственности:
«скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
обучение на предшествующей ступени
часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Слайд 13Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный
процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка:
развитию его компетентности,
креативности,
самостоятельности,
ответственности,
произвольности,
самосознания и самооценки,
свободы и безопасности поведения.
Слайд 14СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Слайд 15 Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы
первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Слайд 16Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле
– это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Слайд 17 Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Слайд 18 создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Цель преемственности:
Слайд 19«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став
учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Слайд 20Формы осуществления преемственности:
Слайд 21экскурсии в школу;
знакомство с первой учительницей;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками
детского сада;
совместные праздники дошкольников и обучающихся школы.
Работа с детьми
Слайд 22совместные педагогические советы;
открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытых
уроков в школе;
проведение педагогического консилиума по подготовительной группе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с педагогами
Слайд 23
консультации для родителей будущих первоклассников по подготовке и готовности детей к
школе;
собрания для родителей будущих первоклассников с участием первой учительницы;
анкетирование, тестирование родителей;
визуальные средства общения.
Работа с родителями
Слайд 25Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода
к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Слайд 26Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада
и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.