Слайд 1
МБДОУ№11 Катерок
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Долматова О.А.
Слайд 2Актуальность исследования.
В современных условиях развития российского общества успех каждого его
члена зависит от способности устанавливать контакты с разными людьми независимо от возраста и менталитета, быстро реагировать на изменения, уметь анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать в соответствии с ними.
Слайд 3Проблема исследования: как использовать занимательные игровые упражнения для развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявить эффективность системы игровых упражнений по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: занимательные игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5Гипотеза исследования: занимательные игровые упражнения будут эффективным средством развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста в том случае, если:
упражнения включены в содержание занятий испьзуются в ходе моделирования речевых ситуаций, ролевых игр;
дети будут включены в продуктивную деятельность;
активно применяется метод поощрения детей за проявление активности, познавательной инициативы при решении проблемных игровых ситуаций.
Слайд 6Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы развития коммуникативных
способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать методические приемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить с помощью диагностик уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать систему по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 7Теоретическая база исследования: теория развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн),
психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов исследования.
Слайд 8Р.С. Немов определял коммуникативные способности как умения и навыки общения человека
с людьми, которые влияют на успешность этого общения .
По мнению А.А. Бодалева, коммуникативные способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодейсквие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности .
Слайд 9
В структуру коммуникативных способностей включены:
информационно-коммуникативные способности; включают в себя умение начать,
поддержать и окончить беседу, а кроме того привлечь внимание собеседника, используя вербальные и невербальные средства общения;
аффективно-коммуникативные способности; проявляются в эмоциональном восприятии и реакции на состояние партнера, проявление уважения и отзывчивости к собеседнику;
регуляционно-коммуникативные способности; заключаются в умении помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, владеть способами решения конфликтов, используя соответствующие методы.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Слайд 10В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка
со взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный.
Слайд 11К условиямразвития коммуникативных способностей дошкольников можно отнести: социальную ситуацию развития ребенка,
формирующуюся потребность в общении со сверстниками и взрослыми, совместную деятельность (то есть ведущую игровую деятельность) и обучение (формирующееся в процессе игровой деятельности). Все эти факторы в целом образуют зону ближайшего развития дошкольника.
Слайд 121. Констатирующий этап, на котором выявлялся исходный уровень развития коммуникативных способностей
у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап, который включал в себя разработку и проведение системы игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
3. Контрольный этап, выявляющий эффективность разработанной системы игровых упражнений по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.
Слайд 13
Показатели развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем
этапе
Слайд 14Основной формой работы со старшими дошкольниками по развитию коммуникативных способностей были
занятия, продолжительностью 30-35 минут. За основу мы взяли материалы, разработанные Бычковой С.С. (Приложение 5). Каждое занятие представляло собой сценарий и носило занимательный, игровой характер. Принцип игрового обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре можно легко смоделировать ситуации общения, распределить роли, выбрать ту или иную форму речевого поведения, а также нравственную установку.
Слайд 15Занятия с детьми включали в себя игры и игровые упражнения, разработанные
М.И. Чистяковой и О.В. Хухлаевой. Традиционно занятие начиналось игрой или игровым упражнением, направленным на:
закрепление способов невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая Гимнастика», «Скульпторы», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;
формирование близких доверительных отношений детей друг с другом: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
речевое развитие детей: «Интонации»;
развитие способности понимать эмоциональное состояние, настроение сверстников: «Море волнуется».
Слайд 16Контрольный эксперимент включал в себя повторную диагностическую работу, цель которой –
определение эффективности проведенной нами работы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Её эффективность устанавливалась на основе изменения уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста сравнении с первоначальным, выявленным в ходе констатирующего эксперимента.
Слайд 17Показатели развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на контрольном
этапе